Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 10:42

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московские вокзалы

Первый вокзал Москвы

Первым железнодорожным вокзалом в Москве стал Николаевский, великолепное здание которого уже почти полтора столетия украшает знаменитую московскую "площадь трех вокзалов". Ныне это всем хорошо известный Ленинградский вокзал. И хотя он относится не к Московской, а к Октябрьской железной дороге, москвичи по праву считают его своим.

1 ноября 1851 г. была открыта для общественного пользования Петербурго-Московская железная дорога. Событие это для страны было без преувеличения эпохальным, Россия стала железнодорожной державой! Первая крупная магистраль представляла собой уникальное инженерное сооружение того времени. Для строительства дороги были привлечены лучшие умы России, известнейшие инженеры, ученые. Выдающиеся мастера архитектуры придали единый характер и выразительность вокзалам и служебным зданиям всей железнодорожной линии.

Весомый вклад в новую дорогу внес архитектор К.А.Тон. По его проектам в 1844-1851 гг. были построены и два главных вокзала Петербурго-Московской дороги: один на Знаменской площади Санкт-Петербурга у Невского проспекта, другой - на Каланчевском поле в Москве.

Место для размещения вокзала в Белокаменной определили далеко не сразу. Вначале весьма подробно обсуждались два варианта: один - на западной окраине у Тверской заставы, другой - в центре города на Трубной площади. Однако, после серьезных раздумий оба варианта были отвергнуты и не потому, что места были неподходящими, а из-за боязни возможных пожаров от огня и искр, вырывающихся из топки паровозов, и производимого локомотивами "адского шума". Кроме того, опасались, что постройка станции на Трубном бульваре потребует сноса многих строений, разобщит ряд старых улиц, "представит неудобства по тесноте места для строений дороги".

В конце концов для строительства вокзала был выбран пустырь у Каланчевского поля, просторного, тихого, отдаленного от основных районов городской застройки. Кстати, название свое поле получило от находившегося там в старину деревянного царского дворца с вышкой, по-татарски каланчей. За место для станции казна уплатила купцу Бурову и церковному служителю Семенову всего 1 4тыс.руб. серебром, остальное прирезали безвозмездно, отдав городу равный пай из Удельного ведомства.

Вокзал в Москве был построен в 1849 г., и только позднее появился его собрат в Петербурге. Почти одновременно рядом с вокзалом было построено и здание Таможни, которое и ныне достойно служит важному государственному ведомству.

 Первые большие вокзалы на первой большой российской железной дороге дали начало формированию неповторимых ансамблей Знаменской и Каланчевской площадей обеих столиц и, главное, заложили замечательные традиции русского вокзального строительства. Вокзал на Каланчевской площади подтянут, изящен. Особенно колоритен его строгий двухэтажный фасад в 25 саж., "равномерно члененный расположенными в простенках между окнами приставленными колонками, с арочными окнами с гирьками в первом этаже и сдвоенными во втором". Двухъярусная башенка с часами и флагштоком, отмечающая центр и подчеркивающая общественный характер здания, не нарушает единства композиции.

Здание вокзала - поперечного типа, с просторным двухсветным вестибюлем, пассажирскими залами и императорскими комнатами. Со стороны путей к его корпусу примыкал коридором массивный крытый дебаркадер длиной 50 саж. Его конструкция представляла собой последнее слово инженерного искусства середины ХIХвека. Вантовая система крытого перрона простояла полвека и только в 1903 г. была заменена на арочную. Автор проекта перекрытия дебаркадера Р.А.Желязевич. Дебаркадер имел в торцах въездные арки с воротами, которые закрывались после въезда поезда под шатер. Это оказалось неудобным из-за копоти и дыма, наполнявшими дебаркадер, несмотря на вентиляционные проемы в крыше. Поэтому от ворот позже отказались. Одна из продольных сторон дебаркадера представляла собой застекленную аркаду, а с противоположной стороны - стену с пилястрами и ложными арками, повторяющими рисунок аркады.

Внутреннее обустройство красивого вокзального здания также было превосходным: пол из отличного дубового паркета, шведские печи, отделанные мрамором, ватер-клозеты с каминами, стены теплых мягких тонов и т.д. На втором этаже вокзала находились просторные служебные квартиры для дирекции, начальника мастерских и других специалистов, служивших на станции. Отсюда, кстати, и пошла на железнодорожном транспорте России практика, когда начальник станции, вокзала, а по возможности и другие служащие жили в казенных квартирах при самом вокзале. Для работы это, безусловно, было удобно, но в быту постоянный шум станции, паровозная гарь вряд ли были подходящим фоном.

Первый рабочий поезд по Петербурго-Московской железной дороге прибыл в Москву утром 3 августа 1851 г. С ним приехали начальник Южной дирекции железной дороги генерал-майор Н.О.Крафт и группа инженеров. 15 августа из Петербурга с небольшим интервалом пришло сразу три поезда, доставивших обоз гвардейского отряда, прибытие которого вскоре ожидалось в старую столицу. Через два дня была устроена своеобразная генеральная репетиция готовности всех служб и сооружений вновь построенной железной дороги: по ней успешно перевезены первые батальоны Лейб-Гвардии Преображенского и Семеновского полков. Отправление этого отряда император Николай I удостоил своим присутствием.

После такой тщательной проверки дороги поездом в Москву с большой свитой, в том числе с четырьмя германскими принцами, женой и наследником престола, великими князьями, придворными чинами отправился и сам Государь Император Николай I. Как следовало из официального сообщения: "19-го числа сего Августа изволили осчастливить здешнюю Столицу своим пребыванием Их Императорские Величества". Прибытие императора свидетельствовало, что "железная дорога, теперь оконченная, связывает воедино две столицы Русского Царства и откроет для нашего быта и промышленности новую эпоху".

Приехав поездом, Николай I, весьма довольный впечатлением, произведенным магистралью на всех сопровождающих его лиц, обратился с Высочайшим Рескриптом на имя Главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями графа П.А.Клейнмихеля. В этом документе дана блестящая оценка дороге и еще раз подчеркивается дата ее официального открытия - 1 ноября 1851 г.

А вот что сообщила петербургская газета "Северная Пчела" от 2 ноября 1851 г.: "Сегодня, в четверток, 1-го Ноября, двинулся первый всенародный поезд по новой железной дороге в Москву. С утра большое число публики столпилось перед станцией и наполнило обширные сени ее. В одном отделении записывали виды проезжающих (паспорта - ред.), в другом продавали билеты на поезд, в третьем принимали багаж пассажиров. Пассажирские вещи принимаются в окно, помечают, взвешивают и тут же кладут в особый вагон-багажный, стоящий под стеклянным навесом, так что вещи не могут испортиться от дождя или снега. Получив билет, пассажиры входят в просторные залы, где ожидают времени отправления. Для дам отведена особенная комната, изящнее прочих... К 11 часам раздался первый звон колокольчика, через 5 мин. другой, а в четверть 12-го подан знак свистком, и поезд, везомый паровозом № 154, двинулся при общих радостных восклицаниях и усердном пожелании счастливого пути. Пассажиров было: в вагоне I кл. - 17, II кл. - 63 и III кл. - 112. Поезд приедет в Москву, в пятницу, в 9 ч.30 мин. утра".

В Москве открытие дороги отмечалось значительно скромнее, без участия высоких сановных лиц - для церемонии открытия был определен только Санкт-Петербург. Жители обеих столиц, желающие ехать поездом, по прибытии на вокзал обязаны были предъявить особым чиновникам письменные виды (паспорта), "званию их присвоенные, с надлежащим полиции удостоверением". От предъявления письменных видов и засвидетельствования полиции освобождались едущие на загородные имения и дачи, крестьяне с продуктами на продажу, дворовые люди при своих господах (крепостное право еще не было отменено) и дети при родителях. Чиновники, рассмотрев предъявленные документы и найдя их во всем законными, записывают данные в специальную книгу, на документ ставят штемпель, означающий, что "к отъезду по железной дороге препятствий нет" и возвращают вид предъявителю для получения из кассы билета на проезд.

Первые железнодорожные билеты также были особенными и соответствовали классу вагонов: для I кл. - зеленые, для II кл. - красные и для III кл. - желтые. Получив билет в виде бланка, пассажир проходил в зал ожидания соответственно классу. В кассе было еще одно строгое правило: "Раздача билетов начинается за час и прекращается за 10 мин. до отправления поезда, после чего никакие причины и ни от какого лица к получению билетов не приемлются".

Все шаги пассажира на дороге были строго регламентированы "Положением о движении". Так, §56 гласил: "Время выхода пассажиров из пассажирских зал определяется особым на станции звонком", §57 предупреждал: "До звонка никто из пассажиров не может быть на галерее (перроне), откуда отправляется поезд" . И так почти в каждом параграфе. Подобные жесткие паспортные ограничения и прочая регламентация на железной дороге продержались до осени 1857 г., когда новый император Александр II, зная о многочисленных протестах, отменил эту полицейскую проверку и ряд иных излишних строгостей.

В сентябре 1855 г., в год восшествия на престол Александра II, состоялось Высочайшее повеление о наименовании Санкт-Петербурго-Московской железной дороги Николаевской. Соответственно и вокзал в Москве стал Николаевским, и таким он оставался до февраля 1923 г.

К столетию со дня рождения Николая I в зале первого класса Николаевского вокзала Москвы был торжественно открыт бюст императора, бюст временный, гипсовый. По сторонам его укрепили металлические доски с вытравленными на них золотом надписями: "Высочайший Указ о постройке С.-Петербурго-Московской железной дороги - 1 февраля 1842 г.; производство изысканий - 1842-1843 г.; начало работ - 1843 г.; служебное движение - 1846 г.; первый проезд императора Николая I от Вышнего Волочка до Твери - 1849 г.; открытие дороги для общего пользования - 1 ноября 1851 г.".

 На другой доске был выгравирован Указ о постройке дороги: "Признав за благо даровать Отечеству нашему сообщение, которого устроение хотя и сопряжено со значительным расходом, но обещает государству выгоды многозначительные и соединит обе столицы как бы воедино, Мы положим возвести железную дорогу от С.-Петербурга до Москвы и по примеру других держав возвести оную за счет казны, дабы удержать постоянно в руках Правительства и на пользу общую сообщение, столь важное для всей промышленной и деятельной жизни Государства". Эти две мемориальные доски давали массу конкретной исторической информации, без общих слов сообщая о последовательности строительства дороги и ее назначении. Очень жаль, что последующая судьба этих памятных досок неизвестна.

Николаевский вокзал был гордостью Москвы, всегда чист, светел. Когда началась первая мировая война, на волне патриотизма многие немецкие названия в государстве стали менять на славянские. 18 августа 1914 г. столица страны Санкт-Петербург была переименована в Петроград. Многие станции железных дорог также получили новые названия, чаще по ближайшему поселению.

В феврале 1923 г. состоялось еще одно изменение: приказом народного комиссара Ф.Э.Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую. Вокзал в Москве также стал Октябрьским. Через год, в связи с переименованием  Петрограда в Ленинград, вокзал стал Ленинградским и сохраняет это название до сих пор.

За годы интенсивной работы вокзал обветшал и нуждался в реконструкции. Через 30 лет после первого подновления в 1934 г. Ленинградский вокзал был довольно основательно переоборудован. В вестибюле расширили билетные кассы, организовали справочное бюро, почту, сберкассу, телеграф. Появился "культурный уголок", где пассажиры могли отдохнуть, почитать и написать письмо. На вокзале оборудовали комнату для транзитных пассажиров. В помещении бывших царских покоев разместили комнату матери и ребенка. В 1948-1950 гг. были частично обновлены внутренние помещения вокзала, заново отделаны интерьеры. Коренная же реконструкция пришлась на конец 70-х годов. В первозданном виде сохранили практически лишь часть здания, обращенную фасадом на Комсомольскую площадь. Все остальное было сделано заново. В 1975 г. были открыты верхний и нижний кассовьй залы. Этому предшествовало окончание строительства левого трехэтажного крыла вокзала, где разместили зал для транзитных пассажиров, гостиницу, медпункт и другие службы. На месте старого дебаркадера построили огромный главный зал с выходом к станционным путям. В правом, тоже трехэтажном, крыле отвели место для двух залов ожидания, ресторана и других помещений. Через нижний кассовый зал обновленное здание вокзала связано со станциями метро.

В наши дни вокзал продолжает активно развиваться, строиться, обновляться, с тем чтобы быть максимально удобным для своих многочисленных пассажиров.

Ю.Г.ТОЛСТОВ. член ВОЛЖД

Категория: Московские вокзалы | Добавил: Tolstov (07.04.2016)
Просмотров: 891 | Теги: Николаевский вокзал | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018