Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.11.2018, 01:32

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московские вокзалы

Пропавший вокзал

Московской железной дороге  14 (27) июня 2006 года исполняется 145 лет. Именно в этот летний день далекого 1861 года было открыто движение от Москвы до Владимира на строящейся Нижегородской железной дороге. Линию эту возводило Главное общество Российских железных дорог, которое контролировалось, в основном, французским капиталом - отсюда и французские строители-инженеры; руководители многих звеньев дороги, и даже форма служащих первые годы эксплуатации была исключительно французской. Но как бы то ни было именно Московско-Нижегородская стала первым звеном будущей столичной магистрали.

Начиная с 60- х годов XIX века Москвa становится центром железнодорожного строительства, именно здесь была сделана солидная заявка на прочное общероссийское железнодорожное будущее. Судите сами: уже в июле 1862 года вступил в строй головной участок Московско-Рязанской дороги - до Коломны. В августе 1862 года Россия широко отметила открытие важной коммерческой дороги Нижний Новгород-Москва, в том же августе 1862 года пошли поезда по Ярославке до Троице-Сергиевой лавры.

Среди вышеперечисленных участков построенных  дорог, по их вкладу в российский государственный карман, влияние Нижегородской дороги было наиболее весомым. Интересно, что, оказывается, А.С.Пушкина тоже волновали вопросы перспектив развития железных дорог в России. В 1836 году в своем письме к В.Ф.Одоевскому он пишет: «Дорога (железная) из Москвы в Нижний Новгород еще была бы нужнее дороги из Москвы в Петербург - и мое мнение было бы: с нее и начать ... ».

Итак, к постройке Нижегородской приcryпили в апреле 1858 года, начали с участка Москва-Покров (100 верст), затем рельсы протянулись к древнему Владимиру - это уже почти 180 верст от Белокаменной и далее уже прямой путь к берегам матушки-Волги (410 верст). Названия остановкам давали по одноименным населенным пунктам (Кусково), по фамилиям окрестных землевладельцев (Салтыковка) и даже по прозвищу округи - так появилась станция Обираловка, где с московского скорого якобы сошла героиня романа Льва Толстого Анна Каренина.

Линия строилась под один путь, но земляное полотно и искусственные сооружения возводились под  два пути. Труд был ручной, тяжелый, посему требовалось большое число рабочих: от 5 тысяч в 1858 году до 17 тысяч в 1861-м. Малоизвестная деталь. Летом 1860 года Главное общество Российских железных дорог запросило у правительства разрешения соединить временной веткой Николаевскую железную дорогу (через Каланчевскую площадь, минуя Гороховое поле, мостом через  Яузу, пройдя Рогожскую слободу прямиком к Покровской заставе) с будущей станцией Москва-Нижегородская для перегонки туда подвижного состава и перевозки металлических частей мостов , что поступали  морем  из Европы. Главное общество обязывалось «по окончании означенной перевозки по временному пути уничтожить его и местность Москвы, по которой он пролегал, привести в прежний вид». А ведь речь шла о существующей до сих пор соединительной ветви (только на Каланчевке ее подняли на насыпь), что идет к Курскому вокзалу, ставшей по существу важнейшей внутригородской осью всего  московского узла.

К лету 1861 года, казалось, все было готово. Не хватало «малости»: не был решен вопрос о выборе места для пассажирской станции и не утверждено направление магистрали на протяжении добрых восьми верст от Москвы до станции Кусково. Практически и строительство дороги началось все от этого же Кусково, а не от Москвы. Ввиду столь нелепого состояния пришлось к открытию дороги до Владимира в спешном порядке проложить от Покровской заставы Москвы «временный Андрониевский путь», который после решения всех земельных споров был разобран. Случай в железнодорожной практике довольно редкий: дорога готова, а пассажиров хоть в поле высаживай, ибо к вокзалу пути нет.

С Нижегородской связана eще одна особенность. С открытием этой железной дороги практически началось и пригородное движение: доехать до живописных подмосковных мест и вернуться в город стало несложно и недорого. По разрешению графа Шереметева москвичи получили возможность ездить гулять в Кусково, в одно из лучших имений России. По праздникам сюда даже назначались дополнительные поезда – нapoд, чтo называется, валом валил. Догадливые москвичи на парковых аллеях среди цветущей сирени и редкостных цветников стали устраивать смотрины невест - не сразу и сообразишь, на что раньше следует и глядеть и чем прежде восхищаться - и то, и другое было прекрасно. Отсюда московские красавицы все чаще шли под венец.

К открытию головного участка Нижегородской, помимо железнодорожного, готовилось и московское начальство. Исходя из того, что появление железной дороги для населения было делом новым, и стремясь избежать несчастных случаев, в канцелярии московского военного генерал-губернатора П.А.Тучкова было разработано специальное «Объявление», которое разослали «по тем уездам Московской губернии, по коим проходит означенная дорога». Вот текст этого необычного документа, что хранится в фондах Исторического архива Москвы.

«Для отвращения несчастных случаев, г. Московский Военный Генерал-Губернатор объявляет для всеобщего сведения, к непременному исполнению, следующие меры предосторожности: 1. Чтобы на всех переездах через линию железной дороги, когда будут возвещены поезды и закрыты переезды, отнюдь никто не проходил через дорогу, равно не дозволяется никому из посторонних ходить по пространству, занимаемому железною дорогою, которое в Москве огорожено забором, а вне - рвом. 2. Так как для предупреждения испуга лошадей от паровозов, независимо от барьеров у переездов дороги, в расстоянии 15 саж. от  тех барьеров, будут протягиваться за несколько минут до поездов канаты, то проезжающие должны останавливаться до времени прохода поездов у тех канатов ... ».

Это, пожалуй, один из первых документов, относящийся к правилам безопасного пересечения охраняемых переездов, ему также исполняется 145 лет.

Как известно, ведомство путей сообщения устранялось от непосредственного строительства частных линий, но сохраняло за собой право технического их контроля. С этой целью была создана Главная инспекция частных железных дорог. Так, на строящейся Нижегородской таким инспектором был подполковник Казначеев, он и подписывал все бумаги.

Открытие в Москве головного участка этой дороги было обставлено весьма буднично. Вот как это следует из архивного документа: «Господину  Московскому Гражданскому Губернатору (князю А.В. Оболенскому - Ю. Т.) за № 2168 сего июня (1861 г.). Господин Главноуправляющий Путями Сообщения и Публичными Зданиями (К.В.Чевкин - Ю. Т.) изволил разрешить с 14 июня сего открытие движения для публики по участку Нижегородской дороги от временной станции у Покровской заставы до гор. Владимира. Подполковник Казначеев».

Вот так, без всякого торжества была открыта «Московская станция Нижегородской дороги». А располагалась она «в Рогожской части, 7 квартал, Покровская застава, на обрезе Рязанского шоссе». Таким был точный адрес этого исчезнувшего позднее вокзала, понятный прежнему москвичу. Что это значит по нынешним меркам? Итак, Покровская застава. Эта площадь в советское время с 1919 по 1991 год была Абельмановской. Что касается обреза Рязанского шоссе, то это первый километр нынешней Нижегородской улицы. Рогожская часть - известное старообрядческое кладбище с переулками Рогожского поселка. Все это стоит незыблемо до сей поры .

Нижегородский был единственным в семье московских вокзалов, который располагался за чертой города, в уезде. Именно та сторона, что примыкала к Рогожскому кладбищу, и была предоставлена под пассажирскую станцию и ее пути. Под территорию станции, служебные здания, «паровозный и вагонный сараи» было отчуждено в общей сложности более 40 десятин земли. Здание вокзала было весьма небольшое, деревянное, одноэтажное. Долгие годы оно именовалось «временным», посему много средств на его развитие не отпускалось.

Москвичи надеялись встретить здесь такое же великолепие, к какому привыкли на Николаевской дороге, и были весьма разочарованы примитивной тесной постройкой. Немало жалоб поступало на долгий путь к окраине Москвы по длинным малолюдным улицам. Владельцы дороги около 30 лет настойчиво пытались добиться от правительства разрешения построиться ближе к центру города, при этом была рассмотрена масса вариантов.

В частности, предлагалось построить его у Горохового поля (ул. Казакова), затем за счет расширения сделать единым с Николаевским вокзалом и т.д. Окончательно же проблема с Нижегородской станцией была решена следующим образом: после выкупа этой и ряда других дорог в казну прежний Нижегородский вокзал было решено объединить с Курским новым вокзалом, что уже строился на Садовом кольце.

С 1 января 1894 года была создана государственная «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога», она-то и взяла на себя все заботы этих направлений. К лету 1896 года архитектор Н.Орлов на нынешней площади Курского вокзала закончил возведение красивого монументального здания, правое крыло которого и было отдано Нижегородской линии. Этот новосел стал называться Курско-Новгородским вокзалом. Так неожиданно исчeз десятый вокзал Москвы. В газетах было помещено объявление о том, что Нижегородский вокзал, что у Покровской заставы, с июня 1896 года закрывается для приема и отправления пассажиров и с этого времени все московско-нижегородские поезда будут отходить от нового Курского вокзала.

Функции прежней станции Москва-Нижегородская изменились: она стала отправлять только товарные и воинские поезда. После «переезда» Нижегородского вокзала на новое место прежнее его здание, товарную контору и еще ряд построек не сломали и долго потом использовали для различных станционных надобностей. В 1950-1960 годах на месте деревянного вокзала, паровозного и вагонного депо, многочисленных путей выросли кварталы обычных жилых домов. Только название -Нижегородская улица - сегодня напоминает о старейшей московской станции.

Юлиан ТОЛСТОВ

 

Категория: Московские вокзалы | Добавил: Tolstov (03.10.2015)
Просмотров: 445 | Теги: Нижегородский вокзал Москвы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018