Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 10:56

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московские вокзалы

Раздумья у Казанского вокзала

Наверняка большинство из нас уважительно относится к текстам массивных памятных досок, что крепятся к стенам зданий, оставивших след в истории Москвы, и не подвергают сомнению прочитанное. Перед нами изумительный по архитектурному воплощению и возможностям для пассажиров, крупнейший в Европе Казанский вокзал. На его стенах со стороны Каланчевской площади, совсем недалеко друг от друга, размещены две памятные доски. На одной из них в орнаментальном оформлении выбит в камне следующий текст: «Сооружено по проекту и под руководством академика Алексея Викторовича Щусева в 1913-1926 гг.»

Прочитав эти строки, каждый уяснит себе даты начала и конца строительства вокзала. Хотя, если вспомнить, в  1926-м оставалось еще немало недоделок, с  частью которых смогли справиться только к 1940 году. Ну да ладно, можно согласиться и с 1926 годом, когда вокзал смог работать более-менее нормально. По документам, к тому времени главный корпус  был готов на 95 процентов, башня Сююмбеки и вестибюль - на 93 процента, ресторан - на 70 процентов, а пассажирские тоннели еще и не начинали.

После коренной реконструкции и достройки корпусов по эскизам Щусева, ко Дню железнодорожника, 3 августа 1997 года состоялось долгожданное открытие обновленного Казанского вокзала. Моменту этому придали общегосударственный характер. В присутствии многочисленных гостей ленточку перерезал председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин. Это был большой праздник не только для жителей столицы, но и многочисленного пассажирского люда нашей страны. Так вот, на второй доске, что установили в августе 1997-го, читаем: «Памятник архитектуры Казанский вокзал. 1912-1914, 1933-1940, 1946-1948 гг., архитектор А.В.Щусев. Охраняется государством».

Ну, я вам скажу, и наворотили. Впервые встречаю подобную доску с  эдаким длинным хронологическим рядом, который, думается, нуждается в некотором пояснении. Итак, что значит первая цифра - 1912 год? Академик Щусев победил в конкурсе проектов Казанского вокзала в 1911 году. Взявшись за дело, он здраво рассудил, что вначале следует сломать старый, т.к. возводить комплекс собрались на том же месте. Но на этот период куда-то надо было перевести пассажиров, да и вокзальные службы не забытъ - не сидеть же всем на улице под дождем и снегом. С этой целью в 1912 году Щусев строит временный деревянный вокзал, фасадом на Новорязанскую улицу, который с честью выстоял с десяток лет и сгорел жарким пламенем в 1921- м. После окончательного одобрения проекта МПС Казанский вокзал был заложен 7 июня 1914-го. Вот мы и расшифровали первую пару цифр: 1912-1914. Идем дальше.

Следующая связка лет: 1933-1940. В этот период НКПС предпринял энергичные меры по завершению недоделок, окончанию фундаментальной росписи, лепки, установки мраморных вставок в залах ожидания, кассовых залах, расширению служебных помещений. Предполагалось в ряде случаев восстановитъ стены, где кирпич не выдержал испытания временем. Весьма сложные работы пpедстояли в окончании росписи ресторана и центрального вестибюля. Как известно, вариантами оформления занимались крупнейшие русские художники Б.Кустодиев, М.Добужинский, Н.Рерих, Г.Серебрякова, Е.Лансере. Но прошли годы, многих живописцев уже не осталось в живых, кто-то эмигрировал, и практически основная тяжесть легла на плечи Е.Лансере и Д.Богословского. Как-бы то ни было, но оформление ресторана Казанского вокзала вышло настолько впечатляющим, что в последующие годы ЮНЕСКО занесло его в свой памятный реестр! Вот что примерно вошло в эти годы.

Наконец, и последняя пара лет: 1946-1948. Отгремела страшная война, страна все силы отдавала восстановлению своего хозяйства. На этом фоне не лишним был и какой-то праздник-отдушина. В 1947 году И.Сталин решил основательно и пышно отметить 800-летие Москвы, столицы-победительницы, была даже учреждена особая медаль. В процессе этой подготовки государство выделило немалые средства на обновление московских вокзалов, в том числе и Казанского. Именно в дни праздника (7 сентября 1947 г.) башню Сююмбеки впервые потревожили массивным  трехэтажным иллюминированным текстом: «800 лет Москвы».

Многие детали, что в годы разрухи наскоро выполнялись из дерева или иных суррогатов, пришлось менять, укреплять, усиливать. Так, например, покрытие высокого шатра башни Сююмбеки заменили листами нержавеющей стали, сказочный дракон Зелан, что венчал вокзальный шпиль, оказался сделанным из жести, которую нещадно изъели ветры и дожди. Пришлось эту заметную издали фигурку 3елана выбить из листов чеканной меди. И таких проржавевших находок в конструкции оказалось немало.

Следующий капитальный ремонт вокзала пришелся уже только на 1978 год. Вот ведь как не просто было разобратъся с таким обилием мраморных дат. Великий зодчий - А.В.Щусев не дожил до полного воплощения в жизнь своих плaнов по Казанскому вокзалу, он умер в мае 1949-го.

Мраморную доску завершают многозначительные слова: «Охраняется государством». Как это хорошо, когда государство стоит на страже. И очень важно, что национальная эта гордость находится в заботливых руках московских железнодорожников. Жизнь показала надежность этих рук.

Юлиан Толстов

 

 

Категория: Московские вокзалы | Добавил: Tolstov (21.09.2014)
Просмотров: 379 | Теги: Каланчевская площадь, Казанский вокзал, А.Щусев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018