Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2018, 11:04

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московские вокзалы

Сколько стоит вокзал построить

От Тверской заставы во второй половине 60-х годов прошлого столетия стали вести железные пути на Смоленск, затем к Бресту, оттуда на Варшаву, тем самым появился кратчайший путь на Запад.

3астрельщиком в строительстве этой железной дороги выступило Смоленское земство, которое за свой счет предложило правительству провести  "исследование местности между Смоленском и Москвою, для соединения городов сих железною дорогою". Но не отставала и древняя столица России в этом деле. В апреле 1867 года Московская Городская Дума "по рассмотрении доклада о проведении железной дороги от Москвы до Смоленска, подчеркнула ее первостатейную важность и отменную выгодность и положила, во-первых, ходатайствовать перед высшим правительством об оказании всевозможного содействия скорейшему осуществлению упомянутого предприятия; во-вторых, уступить бесплатно участки городской пустопорожней земли, которые ей могут понадобиться под Московскую станцию и под самую дорогу ... "

После долгих споров и размышлений наметили построить станцию у Тверской заставы и обязательно проложить "соединительную с Николаевской дорогой ветвь". Городская Дума, во исполнение своего обещания, приняла на счет города 50 тысяч рублей издержек на отчуждение земель  частных владельцев и снос построек. Согласно архивным документам, строительство вокзала началось в конце апреля 1869 года.

С наступлением теплых дней укладка станционных путей, возведение фундаментов паровозного депо и вагонных мастерских развернулись полным ходом. Ответственным за каменные работы по возведению зданий и всех построек на московской станции был статский советник Михаил Ардалионович Немчинов, владелец кирпичных заводов. С этой фамилией связано появление под Москвой, на Московско-Брестской дороге, известного дачного поселка и станции Немчиновка.

Однопутная Смоленская железная дорога строилась быстро, одновременно из Смоленска и Москвы навстречу друг другу, к августу 1870 года на дорогу стал поступать подвижной состав, заказанный в Европе. К сентябрю здание вокзала было готово, оштукатурено и сияло праздничной белизной. Любопытная особенность: ни один вокзал Москвы не менял столько названий. В начале, при постройке - это Смоленский, затем - Брестский, Александровский, с 1922 года Белорусско-Балтийский. Так непросто он прожил, проработал до мая 1936 года, когда очередной передел железных дорог повелел ему стать просто Белорусским.

Как и у всех московских вокзалов, на Брестском была та же беда: с ростом пассажирских перевозок вокзал и станция вскоре становились узким местом в работе всей дороги. Железнодорожные компании постоянно экономили на вокзальных постройках, развитии станции. Так и здесь: для нормальной работы все эти новые помещения годились на 5-7 лет работы, затем их начинали лихорадочно перестраивать. Уже в начале 90-х годов прошлого века вокзал стал работать в крайне напряженном ритме: дорога стала двухпутной, поездов прибавилось, а платформа отправления в Москве была только одна!

Начальник дороги Д.А.Кригер в самых настойчивых тонах напоминал МПС о необходимости срочного расширения и реконструкции Брестского вокзала и станции. Дорога с 1 июня 1896 года была взята в казну, и деньги обязано было выделять теперь государство. Но только летом 1907 года МПС разрешило приступить к постройке долгожданного, просторного вокзала. Было решено, что строительство будет вестись по частям. Начали от Тверского путепровода, на свободном участке площади - здесь стали возводить большое крыло для пассажиров III класса (ныне в нем вестибюль метро "Белорусская-радиальная"). Все это крыло, через год, к лету 1908 года было готово, и строители приступили к разборке парадных царских комнат и зала I,II класса. Автором проекта нового Брестского (Белорусского) вокзала был архитектор Иван Иванович Струков.

Новое здание вокзала должно было состоять из двух корпусов, сходящихся под тупым углом, этот "угол" предназначался под царские покои, сейчас он имеет два этажа, но ранее покои были одноэтажные, дабы над царем никто не топал.

Первую очередь вокзала открыли 25 мая 1910 года, архитектор Струков давал пояснения публике и рассказывал о дальнейших планах. Еще почти два года продолжались здесь работы. Заодно капитально обновили, вычистили и замостили площадь перед новостройкой, заново уложили рельсы трамвайной "поворотной петли" (как раз на месте памятника Горькому).

Архитектор удачно украсил фасад вокзала эффектными картушами в виде щитов с железнодорожной эмблемой - только этот вокзал Москвы имеет столь яркие и конкретные транспортные символы. Отрадно, что многочисленные подновления фасада не коснулись этих старых эмблем, их и сегодня хорошо видно с площади.

Брестский вокзал обошелся казне в один миллион рублей. Он имел современное оборудование на телеграфе. В билетных кассах впервые в Москве установили аппараты, печатавшие железнодорожные билеты. Площадь нового вокзала составила 1315 кв. сажен - в три раза больше старого.

Вновь построенный вокзал был красив и просторен. Изящный архитектурный комплекс вызывал восхищение. Все здание выполнили из железа и бетона, и оно было безопасно в пожарном отношении.

Облик его своей монументальностью напоминал дворец середины XIX века в стиле неоклассицизма, с элементами ложной готики и ампира (последние выражались в знаках воинской славы - шлемы, пики). В год открытия вокзала Россия широко и пышно отмечала столетие войны с Наполеоном. Ввиду столь знаменательного юбилея Московско-Брестская дорога была переименована в Александровскую, в честь Императора Александра I. Отсюда и вокзал стал Александровским.

В годы первой мировой войны Белорусский вокзал одним из первых стал фронтовым, отправляя эшелоны на Запад; здесь же были организованы и первые питательные пункты для раненых. К вокзальной площади подходило несколько городских трамвайных маршрутов, где ко времени прибытия санитарных эшелонов подавались трамвайные вагоны, переоборудованные под перевозку раненых - их довольно быстро доставляли в госпитали. Так же примерно возили раненых и в годы Великой Отечественной войны.

У Белорусского вокзала сравнительно короткая, но славная биография, связанная со многими памятными датами в жизни страны. Он исправно жил и работал и в годы лихолетья, и в мирные дни.

Юлиан ТОЛСТОВ, наш внешт. корр.

Категория: Московские вокзалы | Добавил: Tolstov (03.10.2015)
Просмотров: 425 | Теги: Брестский вокзал, Александровский вокзал, Белорусский вокзал | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018