Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 06:29

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московские вокзалы

СтарыйБрянский, Киевский новый

Читатель может подумать, что речь идет о вокзалах двух разных городов. На самом деле вокзал один и находится он в Москве, а вот названий у него было несколько. Свою «фамилию» он поменял в 1934 году: в силу историко-политических мотивов Брянский вокзал российской столицы стал именоваться Киевским.

В конце XIX века набиравшее силу Общество Киево- Воронежской железной дороги решило проложить стальной путь к Москве со стороны Брянска. Новая линия предполагала не только удобный ход, но и возможность экономического развития обширных районов России. Создаваемому частному Обществу Московско-Киево-Воронежской железной дороги было разрешено с лета 1895 года приступить к строительству магистрали, и правление дороги стало вести активные переговоры с Московской думой об устройстве пассажирской и товарной станций, пропускная способность рассчитывалась для двух пар пассажирских и трех пар товарных поездов в сутки - цифры сегодня вызывают улыбку.

Вопрос размещения станции не вызывал сомнений - лучше Дорогомилова места не найти: здесь имелась масса свободных, не занятых капитальной застройкой земель. Власти города не имели ничего против выделения 31 десятины земель «из участка, известного под названием Бережковские огороды». Вместе с тем городская управа выставила требование к железной дороге - устройства набережной реки Москвы 10-саженной ширины на протяжении от Бородинского моста до начала владений дороги и постройки нового моста, отвечающего потребностям возраставшего движения. Железнодорожники с этим согласились и внесли деньги.

В сентябре 1896 года место расположения станции и вокзала было утверждено. Можно сказать, что нынешняя станция Москва-Киевская стоит на огородных грядках крестьян Балабановых. Дороге отошли и земли стоявшей рядом церкви Тихвинской Божией Матери. К марту 1899 года станция во многом была готова, задерживал вокзал. Многих москвичей возмущал провинциальный вид возводимого пассажирского дома - длинного одноэтажного невыразительного строения. Железнодорожники указывали, что это временное помещение. Тем не менее, оно простояло полтора десятка лет, пока к 1912 году преуспевающая Московско-Киево-Воронежская дорога не смогла позволить себе выделить значительные суммы на постройку нового вокзала.

Ни один вокзал в Москве не служил так часто поводом для едких карикатур и сатирических куплетов, как Брянский. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с закопченными от керосинок носами, и скупость железнодорожной компании. В конце июля 1899 года в газетах появилось объявление о том, что «Управление Московско-Киево-Воронежской железной дороги доводит до всеобщего сведения, что с 1 августа 1899 года имеет быть открыто правильное движение поездов на участке Москва-Брянск».

Несмотря на свою невидность ни один вокзал Москвы не открывали так помпезно, как этот. На торжество собрались  многочисленные почетные гости, в том числе и строитель дороги инженер М.И. Григоровский. После окропления святой водой паровоза, председатель Управления железными дорогами МПС В.А. Мясоедов-Иванов перерезал ленту, и под крики «ура» пассажирский поезд отправился в путь.

Проектирование и руководство строительством нового вокзала спустя годы осуществлял И.И. Рерберг, который предложил главный фасад с колоннами развернуть не в городские кварталы, а к Москве-реке. Закладка состоялась 28 мая 1914 года. Начавшаяся вскоре Первая мировая война резко замедлила темпы строительства, хотя и не помешала достроить новый вокзал к декабрю 1917 года. Несмотря на суровое время вокзал вырастал всем на загляденье: зданию были приданы выразительные формы, оживленные белым камнем. Скульптору С.Алешину были заказаны декоративные скульптуры «Транспорт», «Промышленность». Киевский и поныне единственный в Москве вокзал, украшенный монументальными изваяниями. Постылые и тесныe вокзальные переходы сменили поистине дворцовые объемы. Здешнее художественное оформление еще ждет своего исследователя. Вот, например, элемент потрясающей красоты, который пассажиры обычно не замечают потому, что вся эта роскошь размещена высоко, на потолке вестибюля. Речь идет об удивительном мозаичном панно с  цветным фантазийным орнаментом. В центре его, в широком овале выделяются крупные буквы «МКВ» и даты «1914» и «1916» - Московско-Киево-Воронежская дорога, а также время начала и предполагавшегося окончания строительства. Автор этой солнечной мозаики – блистательный  художник Бернгард Ланге.

Киевский известен и огромным дебаркадером. Перекрытие выполнено выдающимся инженером В.Г.Шуховым. И по сей день этот уникальный металлический шатер считается непревзойденным по рациональности конструкции и эстетическому решению. Совсем недавно дебаркадер был капитально отреставрирован и продолжает служить тысячам пассажиров.

Только в 1920 году Рерберг с помощью городских властей приступил к созданию перед вокзалом большой площади, как необходимого элемента всего станционного замысла. И поныне теперь уже Киевский вокзал украшает российскую столицу.

Юлиан ТОЛСТОВ,

историк-архивист

Категория: Московские вокзалы | Добавил: Tolstov (16.06.2015)
Просмотров: 272 | Теги: В.Шухов, Киевский вокзал | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018