Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.11.2018, 01:31

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московские вокзалы

В едином ансамбле

Буквально всем железная дорога Санкт-Петербург - Москва удивляла и восхищала современников: новизной конструктивных решений, высоким техническим качеством, тщательностью отделки. В немалой степени это явилось следствием того, что к делу были привлечены инженеры, чьи фамилии позднее вписаны в историю железнодорожного транспорта «золотыми» буквами. Именно они создали такой проект дороги, который носил удачный характер ансамблевой застройки с перспективой развития. В этом смысле Николаевская дорога не имела аналогов в мире.

Поскольку до этого времени вокзалов в России не было, как не было железных дорог, их строительству уделим особое внимание. Всего на дороге было построено 34 станции I-IV классов и два однотипных здания внеклассных вокзалов в Петербурге и Москве. Вокзалы на станциях I и II классов (Любань, Малая Вишера, Бологое, Окуловка, Спирово, Тверь, Клин) были спроектированы островными, т.е. располагались между главными путями. Здания вокзалов - каменные, красивой архитектуры, с удобным внутренним расположением. Вокзалы же на станциях III и IV классов располагались на внешней стороне одного из главных путей.

Разработкой проектов станций, депо, мастерских занимался созданный в 1843 г. Комитет в составе архитекторов К.А.Тона, Р.А.Желязевича, Н.Е.Ефимова. В 1847 г. в его состав вошел А.П.Брюллов, брат известного живописца Карла Брюллова. Под руководством Тона Рудольфом Желязевичем были разработаны типовые проекты почти всех станционных зданий магистрали. Столичные вокзалы по указанию императора возводил К.А.Тон.

Сооружению вокзала в Петербурге Николай I придавал особое значение: это ворота в столицу и путь в Москву. Местом его расположения был определен Невский проспект, где сходились в узел сразу несколько исторически сложившихся уличных артерий. Здесь, на Знаменской площади, было решено построить целый архитектурный ансамбль. К сожалению, осуществить полностью замысел не удалось. Но в 1851 г. вокзал был сдан в эксплуатацию. Его здание состояло из главного корпуса, двухъярусной четырехугольной башни с часами с флагштоком. С обеих сторон к зданию примыкали трехэтажные пристройки, где когда-то проживали вокзальные служащие. Слева и справа находились арки-ворота, через которые пассажиры попадали на перроны. Со стороны путей главный корпус переходил в крытый дебаркадер с двускатным перекрытием и большой каменной аркой. В связи с ростом пассажирооборота в 1869-1879 гг. здание вокзала было значительно расширено: появилась пристройка для багажа, буфет I - II классов, а со стороны прибытия поездов - двухэтажный флигель с залом для пассажиров и служебными помещениями.

Однако двух путей и платформ под шатром не хватало. Поэтому сразу же за дебаркадером построили еще два пути и платформы с металлическими навесами на чугунных фигурных колоннах. К 1913 г. был разработан проект полной реконструкции вокзала, но мировая война спутала эти планы. В последующие годы здание ремонтировалось не раз: задымленный навес сменился просторным красивым центральным залом, появилась стеклянная стена, за которой к платформам подходят скоростные экспрессы. В настоящее время здание сохранило свой первоначальный вид только со стороны фасада, выходящего на площадь. Ныне Московский вокзал Санкт-Петербурга - один из лучших на сети дорог.

Место для вокзала в Москве было определено не сразу. Это стало предметом длительного обсуждения. Начальник Южной дирекции Н.О.Крафт, отвечавший за строительство московского участка, предложил городским властям три варианта его расположения: у Тверской заставы, на Трубной площади и на бывшем артиллерийском полевом дворе Каланчевом поле. Товарную станцию Крафт предполагал разместить отдельно «близ дачи Государыни Императ рицы «Студенец» на реке Москве. Точку в споре поставил император Николай Павлович.

30 сентября 1843 г. в «соответствии с рассуждениями комиссии» он принял решение о строительстве вокзала возле Великого Красного пруда, на Каланчевке. 3а отведенные под строительство земли казна уплатила ее хозяевам - купцу Бурову и церковному служителю Семенову 14 тыс. руб. серебром, а остальные были переданы безвозмездно. Строительство вокзала К.А.Тон закончил в 1849 г. Почти одновременно рядом с ним было возведено здание таможни, несущее свою государственную службу и поныне.

Вокзал и сегодня внешне выглядит так, как он был сооружен архитектором. Это здание поперечного типа, с просторным двухсветным вестибюлем, пассажирскими залами, императорскими комнатами впечатляло современников. Со стороны путей к корпусу примыкал массивный дебаркадер длиной в 50 и шириной в 12,5 сажен. Его конструкция представляла последнее по тем временам слово инженерного искусства. Внутреннее устройство вокзала было превосходным, а на втором этаже располагались просторные служебные квартиры для дирекции и обер-офицеров, служивших на станции. Отсюда и пошла практика, когда начальник станции, вокзала, по возможности и другие служащие, жили в казенных квартирах при вокзале. Именно такие здания, подтянутые, изящные придают особый индивидуальный колорит облику города.

8 сентября 1855 г. в год восшествия на престол Александра II «состоялось Высочайшее повеление о наименовании С.-Петербурго-Московской железной дороги «Николаевской», отсюда и вокзал в Москве стал Николаевским до 27 февраля 1923 г., когда по приказу наркома путей сообщения Ф.Э.Дзержинского дорога была названа «Октябрьской». А через год, после смерти В.И.Ленина, Петроград был переименован в Ленинград, и вокзал в Москве с тех пор и до настоящего времени стал Ленинградским.

По мере окончания работ на отдельных участках начиналось опытное движение. В 1847 г. было открыто движение до Колпино, в 1849 г. - на участках Петербург -Чудово и Тверь - Вышний Волочек. На этой станции в бывшем путевом дворце Екатерины II, оборудовали единственное в России Училище кондукторов путей сообщения с отличными мастерскими и учебной базой для подготовки мастеровых широкого профиля.

На станциях I и II классов, помимо больших вокзалов, возводили удивительные круглые здания диаметром 64 м, непонятного для народа предназначения. Это были паровозные депо американского образца. Каждое здание было рассчитано на 18 стойл для стоянки паровозов. Громадный железный купол диаметром 32 м на металлических стропилах покрывал центр депо, поворотный круг находился в центре, поэтому дым и копоть уходили под громадный вытяжной колпак. На станциях I класса размещались большие мастерские для ремонта подвижного состава, на станциях II класса - малые, их ставили рядом с депо, что образовывало единый комплекс.

Говоря о Николаевской дороге, ее уникальных постройках, нельзя не остановиться подробнее на станции Любань, что расположена на 78-й версте от Петербурга. Эта живописная местность полюбилась Павлу Петровичу Мельникову. Уйдя в отставку с поста первого в России министра путей сообщения, он поселился и провел свои последние годы в Любани. На личные средства он построил там приют для престарелых железнодорожников и школу-интернат для детей железнодорожников. В 1867 г. К.А.Тон по предложению Мельникова возводит в Любани храм в честь строителей линии Санкт-Петербург - Москва, где увековечены имена строителей железной дороги. Здесь же в алтарной части храма был похоронен и П.П.Мельников. В 1955 г. его прах перенесли в сквер у вокзала, где установили бронзовый бюст.

После длительной реставрации церкви 17 сентября 1999 г. в присутствии многочисленных гостей, министра путей сообщения Н. Е. Аксёненко, начальников Московской и Октябрьской дорог -Г.М.Фадеева и А.П.Кузнецова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил первую в стране железнодорожную церковь, храм первоверховных апостолов Петра и Павла. Теперь, как и прежде, будет твориться молитва о здравии всех начальствующих, трудящихся и путешествующих по железной дороге и будут поминать всех трудившихся и погибших на дороге людей. С восстановлением храма реставрирована важная страница в истории дороги и ее строителя П.П.Мельникова.

Строительство магистрали Санкт-Петербург - Москва это первые самостоятельные шаги России на пути к великой железнодорожной державе. Опыт строительства дороги в дальнейшем постоянно использовался при сооружении новых российских линий, поскольку именно здесь были заложены замечательные традидии отечественного железнодорожного транспорта.

Ю.Г.Толстов, член ВОЛЖД

Категория: Московские вокзалы | Добавил: Tolstov (10.07.2016)
Просмотров: 299 | Теги: К.Тон, Николаевский вокзал, Ленинградский вокзал | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018