Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 11.12.2018, 01:07

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московские вокзалы

Ветеран у Крестовской заставы

Рост внешнеторгового оборота России в конце XlX века вызвал усиленное строительство новых железнодорожных линий к не­замерзающим портам Прибалтики. Российские коммерсанты довольно быстро оценили преимущества будущей дороги, связь северо-западных краев России с необъятными возмож­ностями волжского бассейна. Все это обусловило скорую про­кладку Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги про­тяженностью 2453 км. Магистраль до Виндавы (Вентспилс) про­ходила по маршруту: Москва-Ржев-Великие Луки-Новосо­кольники-Виндава. Такова была география только московской ветви этой дороги, не меньшей выросла и петербургская линия.

 

Строительство сей частной колеи началось согласно Высо­чайшего Указа Николая II от 2 марта 1897 г. Новой дороге, можно сказать, весьма повезло, что постройку возглавил известный инженер-путеец, член Советов инженерного и Санкт-Петербургского международ­ного банка Николай Степанович Островский. Хорошо зная московскую об­становку, он энергично занялся в пер­вую очередь поиском места для новых станций и вокзала. С предложенным им вариантом Общество новой дороги обратилось в Московскую городскую управу с просьбой «изъявить согласие на расположение товарной и пасса­жирской станций «Москва» у Креcтов­ской заставы на пустопорожних местах между линией Николаевской желез­ной дороги и Лазаревским кладби­щем». Но городские власти предложи­ли иное: громадную Конную площадь, находившуюся в Серпуховской части столицы. Место это действительно бы­ло обширное, незастроенное и пустын­ное (сейчас здесь кварталы домов и здание телецентра Шаболовка).

Главный соблазн заключался в том, что земля отдавалась бесплатно, с це­лью развития этой окраины Москвы, вблизи которой дымило немало фаб­рик и заводов, удаленных от станций железных дорог. Но что-то остановило железнодорожников и они от пыльно­го плаца конского рынка отказались.

В августе того же 1897 г. в Москву от вновь созданной транспортной компа­нии приехала комиссия во главе с ин­женером и ученым А.П.Бородиным для окончательного выбора места под вокзал уже строящейся линии от Вин­давы к Белокаменной столице. Анализ экономических выкладок еще раз подтвердил, что станцию и вокзал следует разместить у Крестовской заставы. Это место во все времена в Москве почита­лось особо - отсюда начинался пеший путь богомольцев к Троице-Сергиевой лавре, даже для царей здесь была обязательная «слазка» и поклонение за­ставному кресту. Обширный пустырь, примыкавший к 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира), позволял, по­мимо вокзала, устроить и необходи­мую площадь с удобным подъездом экипажей к его перрону. Товарную станцию решено было разместить ря­дом с пассажирской, где со стороны прежней Трифоновской улицы был не менее просторный подъезд к ее пакга­узам. Эта товарная станция имела еще  одну особенность: здесь отвели об­ширную площадку для выгрузки лесных материалов и особенно дров, что для города было весьма важно, Моск­ва-то топилась дровами. Транзитные грузы - это тоже решено было сразу - ­сюда поступать не будут, только назна­чением в столицу. Место, где наметили разместить склады товарной станции, пришлось вдоль речки Напрудной, бе­рега которой сплошь были отведены под огороды Переяславской слободы ямщиков. За снос огородов дороге пришлось заплатить владельцам от­дельно, так как эти земли были общин­ные и к городу не относились. Предполагаемое размещение стан­ции «Москва» вызвало в Думе много споров: отцы города, решив макси­мально соблюсти интерес столицы, по­требовали от Общества дороги значи­тельных затрат на благоустройство улиц. Но особой, трудной темой было разрешение вопросов с имевшимся и будущим городским водопроводом, так как часть труб Москворецкого во­допровода проходили по станционной территории. Не просто оказалось и уп­рятать в коллектор сноровистую речку Напрудную, о которой ныне напомина­ет лишь Напрудная улица. Кстати, эта речка не позволила уже в наши дни ус­троить на площади Рижского вокзала тоннель для городского транспорта - ­пришлось громоздить эстакаду. Вопросов по новой станции и благоуст­ройству округи выявилось предоста­точно - детали утрясали добрых три года! В итоге дорога обязалась устро­ить и замостить вдоль Лазаревского кладбища проезд не менее 10 сажень ширины, проложить тротуар и мосто­вую по Трифоновской улице, следить и содержать подземную систему речки Напрудной и т.д.

      Пока шла переписка по вокзалу и станции, Общество дороги продолжа­ло наращивать темпы прокладки магистрали, но тут неожиданно возникло серьезное затруднение. Дороге не раз­решили строить пути в Подмосковье, так как оставалось невыясненным направление линии будущей Москов­ской Окружной петли. И только к осени 1899 г. последовало долгожданное «добро» на завершение трассы. Со временем в районе нынешних рельсо­вых путей Подмосковной перво­начально заложили станцию Москва-II Виндаво-Рыбинской дороги. При ней было построено небольшое, оригинальной архитектуры здание вокзала.

          Несмотря на прожитые годы этот первенец сохранился – на территории Москвы это единственное вокзальное деревянное строение той поры! Безусловно, его следует оберегать - ныне там отделы локомотивного депо Пqдмосковная - и отметить соответствующей мемориальной табличкой.

              Пока у Крестовской заставы строился Виндавскии вокзал, от станции Москва-II было открыто временное движение пассажирских поездов до Ржева, а оттуда с пересадкой добирались и в Прибалтику, то есть дорога уже заработала и приносила прибыль. Виндавский (Рижский) вокзал возводили по проекту известного петербургского архитектора С.А.Бржо- зовского. Будучи основательно занят вокзалами в городе на Неве, он поручил ведать постройкой молодому архитектору Юлию Дидериху. Отсюда нередко возникала ошибка, когда автором именовали Ю. Дидериха, но он-то был лишь доверенным прора­бом на стройке.

Здание вокзала выделяется краси­вым наружным фасадом в старинном русском стиле и состоит как бы из трех теремов, соединенных по первому эта­жу крытыми переходами.

Центральная часть и крылья вокзала выведены в два этажа, ранее здесь, наверху, распола­гались помещения Управления дороги - объем работы был велик, штат уп­равленцев тоже.

Этот вокзал обоснованно считался одним из наиболее удобных для пасса­жиров и технически был хорошо осна­щен: здесь с первых же дней действо­вала своя электростанция, что щедро освещала все помещения и платформы, комфортную температуру поддерживала своя котельная.

Время открытия приближалось, но вокруг еще была масса дел: не закончена штукатурка здания и внутренняя отделка. Тогда питерское начальство приняло своеобразное решение – все торжества провести во временном деревянном пассажирском помещении IV класса, которое из-за простоты работы давно было готово. Так и поступили.

      Праздник открытия Виндавского вокзала в Москве состоялся 11 сентября (по старому стилю) 1901 г., во вторник, в три часа дня. Здание вокзала убрали цветами и гирляндами зелени, но особенно ярко было украшено то самое, временное, барачного вида здание, где и было совершено торжественное молебствие по случаю открытия движения поездов по всей дороге. Путь к этой времянке указывали мачты с фла­гами, что высились от самой 1-й Ме­щанской улицы, как бы оформляя па­радный проезд для гостей. На самой станции, между двумя мачтами, была натянута зеленая шелковая муаровая лента с текстом: «Московско-Виндав­ская железная дорога, 11 сентября 1901 г.». Возле ленты стоял готовый к от­правлению пассажирский поезд с кра­сиво декорированным зеленью паро­возом. По окончании службы духовен­ство направилось к поезду, при этом хор военной музыки играл «Коль сла­вен». Священник окропил поезд и зда­ние святой водой, после чего глава правительственной комиссии по при­емке дороги, инженер Опахалов сере­бряными ножницами перерезал ленту, раздался свисток, и поезд под звуки марша и крики «Ура!» плавно тронулся в путь. Правда, этот состав без пасса­жиров дошел лишь до станции Моск­ва-II и вернулся назад. В этот же день первый поезд прямого сообщения в 18 час 05 мин. отправился до Виндавы, увозя 800 пассажиров - коммерсан­тов, моряков и прочей публики. Доро­га с первых же дней стала пользовать­ся популярностью, изо дня в день в порты Прибалтики рос пассажиро- и грузопоток, налаживались и крепли долголетние партнерские связи.

В начале 30-х гг. к правому крылу вокзала было пристроено здание Цен­трального дома техники железнодо­рожного транспорта, ныне это ЦНИИ­ТЭИ того же ведомства. Правда, эта пристройка не стала украшением вок­зального комплекса. Вероятно, не все помнят, что этот вокзал неоднократно менял свое на­звание. Со времени появления, с 1901 г., он был Виндавским, затем с 1922 г. - Балтийским, с 1942 по 1946 годы - Ржевским, а с 1946 г. - Рижским. И еще малоизвестная деталь: именно на Ржевском вокзале 17 июля 1945 г. сто­лица встречала первый эшелон – 2500 человек - демобилизованных воинов -  участников боев в Прибалтике. К че­сти работников Ржевского (Рижского) вокзала, они заранее провели громад­ную работу, выяснив, кто прибывает из москвичей, ходили по квартирам и со­общали о часе прибытия в Москву эшелона. Более того, в Ржеве этот по­езд встретили столичные железнодо­рожники, чтобы заранее помочь по­звонить в Москву, узнать, кому и куда далее ехать, чтобы решить вопрос с проездными документами.

В тот день на вокзальную площадь пришли рабочие железнодорожного узла, а также с заводов «Борец», «Ка­либр», твердых сплавов и других пред­приятии. В Моссовете была сформиро­вана комиссия по встрече и устройству демобилизованных. После митинга воинам-победителям сообщили, где стоянка автобусов и куда на них можно доехать. Те, кто следовали далее, от­дохнули до подхода своих поездов, им оказали помощь и при посадке, так как среди воинов было немало раненых. Встречавшие москвичи и многие бой­цы плакали, обнимали друг друга и благодарили хотя и незнакомых, но та­ких участливых и добросердечных людей.,

Следующая встреча воинов-побе­дителей состоялась только 21 июля, но уже на Белорусском вокзале. Этот эше­лон встречали более торжественно, с оркестрами, прессой и кинооператора­ми, которые засняли и описали почти каждый шаг этого народного праздни­ка. Именно эти кадры и стали известны всей стране, в чем-то потеснив очень сердечную и теплую встречу у Ржевско­го вокзала. Все последуюшие годы работники станции Москва-Рижская трудились упорно и настойчиво, совершенствуя пассажирскую и грузовую работу. Не­случайно этот коллектив первым на се­ти дорог удостоен звания «Предприя­тие эффективных технологий и эстетики»

Категория: Московские вокзалы | Добавил: Tolstov (05.01.2014)
Просмотров: 531 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018