Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.11.2018, 01:50

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московские вокзалы

Виндавский. Ржевский. Рижский

В конце XIX века рост внешнеторгового оборота России вызвал усиленное строительство новых железнодорожных линий к незамерзающим портам Прибалтики. Российские промышленники и купечество настойчиво пробивались на мировой рынок. Им было чем торговать. В стране - помимо зерна, муки, мяса - имелись богатые месторождения руды, каменного угля, иных полезных ископаемых. Уверенно набирала силу и отечественная промышленность. Предприниматели довольно быстро оценили преимущества прокладки новой железной дороги к Балтийскому морю. Появление такой линии реально содействовало подъему экономики громадного района страны, начиная от его северо-западных границ и включая просторы Волжского бассейна.

Все это обусловило энергичную прокладку Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги общей протяженностью 2453 км. Магистраль Москва - Виндава (Вентспилс) проходила через Ржев, Великие Луки, Новосокольники.

Строительство колеи началось согласно Высочайшему Указу Николая II от 2 марта 1897 г. Новой дороге, можно сказать, крупно повезло: ее возглавил один из довольно известных в то время деятелей промышленного мира, инженер путей сообщения, член Советов инженерного и С.-Пб международного банка Николай Степанович Островский. Хорошо зная Москву, он энергично занялся поиском места для новых станций и вокзала. После консультаций был найден приемлемый вариант, и Общество Московско-Виндаво- Рыбинской дороги обратилось в Городскую управу с просьбой «изъявить согласие на расположение товарной и пассажирской станций «Москва» у Крестовcкой заставы, на пустопорожних местах между линией Николаевской ж.д. и Лазаревским кладбищем». Но городские власти предложили иной вариант - громадную Конную площадь, находившуюся в Серпуховской части столицы. Место это действительно было незастроенное, обширное (ныне здесь жилые кварталы и здания Шаболовского телецентра). Главный соблазн заключался в том, что земля отдавалась бесплатно, с целью развития этой окраины Москвы, вблизи которой находились фабрики и заводы, удаленные от железных дорог. Но что-то остановило железнодорожников, и они от этого варианта отказались.

В августе того же 1897 г. в Москву вновь приезжает от Общества комиссия во главе с известным инженером Александром Парфеньевичем Бородиным, который, как говорили, никогда ничего не делал «на глазок», а тщательно взвешивал все «за» и «против».

В результате пассажирский вокзал решили разместить у Крестовской заставы. Это место во все времена почиталось в Москве особо: отсюда начинались богомольные походы в Троице-Сергиеву лавру, даже для царей здесь была обязательная «слазка» и поклонение заставному кресту. Обширный пустырь, примыкающий к 1-й Мещанской улице, позволял, помимо вокзала, устроить и площадь, обеспечивающую подъезд экипажей к вокзалу. Товарная станция должна была расположиться рядом с пассажирской, на ней специально отвели место для выгрузки лесных материалов и дров, что тогда имело для города большое значение. Транзитные грузы сюда не поступали. Участки, где решили разместить товарную станцию, пришлись на местность вдоль речки Напрудной, берега которой сплошь были отведены под огороды Переяславской слободы. Решение о строительстве станции «Москва» вызвало в Думе много споров: отцы города, желая максимально соблюсти интересы столицы, потребовали от Общества дороги значительных затрат на благоустройство улиц и решение вопросов с городским водопроводом, так как трубы Москворецкого водовода станут проходить по станционной территории. Непросто оказалось и упрятать в трубу речку Напрудную, ныне о которой напоминает лишь Напрудная улица. Все эти вопросы обсуждались, изучались и утрясались целых три года. В итоге дорога согласилась с большинством требований, изложенных в «приговоре городской Думы от 9 февраля 1899 г.» Она обязалась устроить вдоль Лазаревского кладбища проезд не менее 10 сажен и замостить его, сделать тротуар и мостовую в Трифоновском переулке, взять на себя содержание Напрудной, затраты по водопроводу и т. д. Со своей стороны, город пошел на льготную продажу земли по Камер-Коллежскому валу, выделив 1837 кв. сажен по 25 руб., что дорогу весьма устраивало.

Пока шла переписка по вокзалу и станции, Общество продолжало наращивать темпы прокладки магистрали, но неожиданно возникло серьезное затруднение. Дороге не разрешили строить пути в ближайшем Подмосковье, т. к. оставалось невыясненным направление линии будущей Московской Окружной петли. Вопрос, куда и как пройдет будущая Окружная, решался в правительстве, а пока целый год пошел насмарку. Все эти неурядицы сказались и на строительстве московской станции.

К осени 1900 г. был выведен лишь первый этаж Виндавского вокзала. Здание строили каменное, частично двухэтажное, частично в один этаж, длиной в 58 саж. и 15 саж. ширины (саж. = 2,134 м). Движение предполагалось открыть летом 1901 г., а работы по достройке, а главное - по отделке было еще довольно много, приходилось нажимать, дабы успеть к сроку. Но наконец к лету 1901 г. рельсы к белокаменной подошли со стороны Волоколамска - Истры - Нахабина. Одновременно в районе нынешней станции «Подмосковная» заложили станцию «Москва-II» Виндаво-Рыбинской дороги, построили локомотивное депо, мастерские. Эта станция, не имея выхода к Москве, стала тупиковой (все из-за того, что не решался вопрос с Окружной). Пути новой станции раскинулись в районе бывшего богатого села Всехсвятского (ныне станция «Сокол» и Балтийские улицы). Местность эта была крайне неудобной, болотистой, заросшей кустарником, от станции пассажиры с трудом  добирались до Петербургского шоссе, поминая недобрым словом проектантов.

30 июня 1901 г. на участке Волоколамск - Москва-Сортировочная было открыто временное движение. Но только 2 июля, после молебна и освящения, от станции «Москва-II» отошел первый пассажирский поезд № 3 до Ржева, в составе было 6 классных и один багажный вагон. Всего же ехало 83 пассажира - по 10-15 чел. на вагон. Как бы то ни было, но с этого дня три раза в неделю отсюда стал ходить пассажирский поезд до Ржева, а оттуда - с пересадкой - в любое место Прибалтики. Пассажиры этого поезда вели себя героически, т.к. поезд № 4 прибывал в 8 ч. вечера, маленький вокзальчик «Москва-II» совершенно не был приспособлен к людским пере возкам, извозчики сюда не заезжали, найти их можно было лишь в селе Всехсвятском, до которого багаж и малую детвору приходилось нести на руках и на плечах. И вот, наконец, разрешили проложить колею до Крестовокой заставы, завершив таким образом круг новой дороги.

Предполагавшееся открытие движения по новой Московско-Виндавской дороге 2 сентября 1901 г. не состоялось: заболел председатель правительственной комиссии по приемке. Но в конце концов все высокие чиновники прибыли в Виндаву, откуда и должен был начаться осмотр и прием всех сооружений. Работа по приемке проходила быстро, т.к. многое уже было знакомо и обследовано. И вот 10 сентября высокая комиссия во главе со старшим инспектором при министре путей сообщения инженером Опахаловым, при участии инспектора Струве, председателя правления Общества Московско-Виндаво-Рыбинской дороги Н.С. Островского, управляющего этой дорогой Н.Д. Байдака, строителя дороги С.А. Штольцмана, начальников участков и служб составила протокол о сдаче. Праздничное открытие Виндавского вокзала в Москве состоялось 11 сентября 1901 г., во вторник, в 3 ч. дня. Здание вокзала было убрано массой цветов и гирлянд зелени. Особенно ярко был украшен временный деревянный вокзал, где и прошел торжественный молебен. Внутренняя отделка каменного вокзала пока не была готова. Путь к зданию-времянке был убран мачтами с флагами начиная от 1-й Мещанской улицы. На станции натянута  зеленая муаровая лента с надписью: «Московско-Виндавская железная дорога, 11 сентября 1901 г.» Возле ленточки стоял готовый к отправлению почтовый поезд с красиво декорированным зеленью паровозом № 52. По окончании службы духовенство направилось на платформу, при этом «хор военной музыки играл «Коль славен». Священник окропил поезд и здание святой водой, после чего была перерезана лента, раздался свисток, и поезд плавно тронулся в путь под звуки марша и крики «Ура!». Этот состав дошел без пассажиров до ст. «Москва-II» и вернулся назад. Первый поезд в этот же день отправился до Виндавы в 6 ч. 5 мин. вечера, в нем было 800 пассажиров, в основном коммерсантов, предпринимателей, моряков. Дорога с первых дней стала пользоваться популярностью, изо дня в день рос пассажиро-и грузопоток в порты Прибалтики, налаживались и крепли долголетние партнерские связи.

К открытию интенсивного движения громадная площадь перед вокзалом была выровнена и замощена, в центре ее устроен сквер. Вокзал был построен по проекту известного петербургского архитектора С.А. Бржозовского, но, будучи основательно занят заказами, академик поручил руководить стройкой молодому архитектору Ю.Ф. Дитриху. Здание это выделяется красивым наружным фасадом в старинном русском стиле и состоит из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Центральная часть и крылья вокзала имеют два этажа (ранее на втором этаже находились служебные квартиры работников станции). Здание украшают практически все элементы, встречающиеся в русской архитектуре XVII в., - разнообразной формы окна, наличники, кокошники, бегунки, поребрики. Современники единодушно отметили большой вкус  и достоинства избранного варианта. Особенно торжественной была центральная часть с крытым крыльцом, удобным входом: в чем-то здание напоминало кремлевский теремной дворец. Этот вокзал обоснованно считался самым удобным для пассажиров и был технически хорошо оборудован. Здесь даже имелась своя электростанция, щедро освещавшая помещения и платформы.

Вероятно, не все помнят, что этот вокзал неоднократно менял свои названия. Сначала это был Виндавский - по конечному пункту, городу Виндава в Курляндии, затем Балтийский, с 1942 и по 1946 г. - Ржевский, с 1946 г. он именуется Рижским. Кстати, именно на Ржевском вокзале 17 июля 1945 г. столица встречала первых москвичей - участников боев в Прибалтике.

Но вернемся опять к началу ХХ века. Руководство дороги много внимания уделяло солидному обустройству своих подразделений, справедливо считая это приоритетом дороги. Канцелярию и московское руководство Виндавской поместили в арендованные апартаменты прекрасного, комфортного здания страхового общества «Россия», что на Сретенском бульваре,  с хорошей телефонной связью, современной мебелью и оборудованием. Об амбициях и возможностях дороги заговорили, клиентура с большим доверием поручала перевозку своих грузов столь солидному предприятию, порой даже переплачивая.

Шло время, здание ветшало, старело, становилось неудобным для пассажиров, назревала потребность в его коренной реконструкции. Несколько раз этот небольшой, по московским меркам, вокзал хотели совсем закрыть. Но, к счастью, до этого дело не дошло. Рижский вокзал и раньше был не самым людным местом Москвы. Перроны его наполнялись лишь в летние, дачные месяцы. Тем не менее именно площадь возле Рижского вокзала являлась постоянной головной болью московских властей. Это место особенно не любили автомобилисты из-за пробок.

10 января 1995 г. правительство Москвы приняло постановление «О комплексной застройке площади Рижского вокзала с решением транспортной развязки». Из возможных вариантов - тоннель и эстакада - специалисты предпочли последнюю. Строительство потребовало частичного сноса грузового двора Рижского вокзала, камеры хранения и ряда других строений. Современное пролетное строение с многополосным движением в обе стороны и системой подземных пешеходных переходов, которые объединили вокзал, станцию метро, улицы, - такова нынешняя вокзальная площадь. После реконструкции облик вокзала никоим образом не изменился: никаких пристроек, дополнительных этажей не появилось. Более того, по старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков, отреставрировали нарядные люстры.

Сегодня Рижский вокзал - это около 5 тыс. метров полезной площади, современные билетные кассы, световая информация в залах и на платформе. Просторные, светлые залы ожидания: 1300 человек одновременно могут находиться под его крышей. А главное - втрое увеличилась пропускная способность всего вокзального комплекса. Присутствовавший в феврале 1995 г. на его открытии мэр Ю.М. Лужков особо подчеркнул, что восстановление вокзалов является важнейшей частью программы по воссозданию архитектурного облика Москвы.

Юлиан ТОЛСТОВ  

 

 

 

 

 

Категория: Московские вокзалы | Добавил: Tolstov (25.04.2015)
Просмотров: 379 | Теги: Крестовская застава, Виндавский вокзал, Рижский вокзал, Ржевский вокзал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018