Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.11.2018, 01:58

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Ярославское направление

Столица 101 километра

Самый длинный пригородный маршрут электропоезда, следующего с  Ярославского вокзала столицы, связывает Москву с Александровом. Это уже Владимирская область. Еще немного на север, и Московская железная дорога передаст эстафету Северной. Впрочем, пассажиру это без разницы. Шел бы поезд по расписанию, да проводники были любезные - вот главные его требования к железнодорожникам. Но, проезжая мимо Александрова, редко кто не вспомнит знакомое из истории прежнее его название - Александровская слобода да Ивана Грозного, не раз бежавшего сюда из столь неприветливой к нему Москвы .

Построенная в 1862 году железная дорога Москва-Троице-Сергиева лавра, благодаря продуманной системе тарифов на перевозку грузов, стала приносить неплохую прибыль, и перспективы дальнейшего строительства стали весьма заманчивы. Посему акционерное общество решило ходатайствовать о строительстве дороги к берегам Волги, к Ярославлю. Правительство России признало прокладку новой линии своевременной, потому и царское «добро» было получено довольно быстро, в июне 1868 года. Большую помощь в этом оказал первый министр путей сообщения П.П.Мельников. В Историческом архиве Москвы, в фонде Департамента железных дорог хранятся любопытные документы по этому вопросу. Вот, например, письмо П.П.Мельникова московскому губернатору А.И.Баранову, в котором он сообщает о разрешении строительства и о том, что железнодорожники «намерены немедленно приступить к работам по устройству дороги» и просит помочь им в «исполнении лежащих на них обязанностей для устройства железной дороги».

Общество Московско-Ярославской железной дороги обязалось проложить «участок железной дороги от Сергиева Посада до Ярославля» за три года. Движение до Ярославля было открыто намного раньше - 18 февраля 1870 года.

Начавшаяся перевозка хлеба из Поволжья в Москву потребовала развития железнодорожного хозяйства. В середине 90-х годов были построены вторые пути Москва-Сергиево, а к весне 1899 второй путь был уложен и до Александрова.

От Сергиева до Александрова - на расстоянии около 50 километров - были расположены три станции: Бужаниново (1901), Арсаки (1870) и Струнино (1876). Невдалеке от Бужаниново Московско-Ярославскую железную дорогу пересекает путепроводом двухколейная магистраль. Это легендарное Большое Окружное кольцо. Большим его именуют потому, что оно в 10 раз больше Московского Окружного кольца. В годы Великой Отечественной Большое кольцо было секретнейшей стройкой. Его километры в 1941-1942 гг. помогли скрытно и неожиданно для врага подвозить эшелоны с войсками и техникой максимально близко к линии фронта. Ныне это электрифицированная современная железнодорожная линия, выполняющая огромные объемы работ.

Но вот и Александров. Он находится в 112 километрах от Москвы, здесь проживают 68 тысяч человек. Кроме пригородных в Александрове останавливается несколько поездов дальнего следования. Из столицы сюда можно добраться и автотранспортом по шоссе № 8.

Подавляющее большинство едущих сюда привлекает огромное количество музеев города. И первое, что они видят, - железнодорожный вокзал, которому скоро исполнится 135 лет. Тщательно отремонтированныи и отреставрированный, он сам может служить музейным экспонатом. А вскоре здесь планируется открыть музей железнодорожного узла. Рядом восстанавливается храм преподобного Серафима Саровского - один из многочисленных  храмов Владимирской епархии.

Главный туристический объект Александрова - музей-заповедник «Александровская слобода». Находится он на территории действующего Успенского женского монастыря. Многие экскурсанты попросту не знают об этом и, осматривая музейный комплекс, не учитывают, что порой мешают каждодневной монашеской жизни.

Александров впервые упоминается в XIV веке в грамоте Ивана Калиты под названием Александровская слобода. В начале XVI века здесь, на берегу тихой речки Серой, появилась небольшая усадьба московского великого князя Василия III и его сына Ивана IV Грозного. В 1513 году на ее территории был построен Троицкий собор по типу Троице-Сергиева монастыря. Около него поставили шатровую колокольню. Во второй половине XVI века, во времена опричнины, осерчав на московских бояр, царь Иван Васильевич удалился сюда на долгий срок вместе с семейством и двором. Он, кстати, увез сюда и свою знаменитую библиотеку, с тех пор так и канувшую в вечность. В XVII веке царская усадьба, удивительный ансамбль Троицкого собора, Покровской и Успенской церквей стали монастырем.

В 1729 году сюда была сослана дочь Петра I - Елизавета. Будущая российская императрица прожила здесь  10 лет. Импульс для дальнейшего развития Александров получил с постройкой железной дороги.

В конце прошлого века в музейном комплексе «Александровская слобода» были созданы экспозиции, дающие представление о населении времен Ивана Грозного. Мировую известность имеют коллекции икон музея. Именно здесь находилась украденная в 2000 году икона 1791 года «Трехликая». Изготовленная особым способом, она создавала эффект неожиданного появления трех изображений. Если смотреть слева, появлялась Богоматерь, прямо - Саваоф, справа - архангел Гавриил.

Кроме действующего Свято-Успенского женского монастыря в Александрове в Советском переулке находится собор Рождества Христова (вот она, перекличка времен), в Красном переулке - церковь Боголюбской иконы Божьей Матери. Несколько монастырей находятся неподалеку от Александрова, как, например, Спасо-Преображенский храм в Городе Струнино и Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь в деревне Арсаки (одноименные железнодорожные станции недалеко от Александрова).

В Александрове есть и другие музеи. Один из самых интересных, на наш взгляд, - художественный. Он разместился в усадьбе купцов Первушиных, переданной музею в 1996 году. Побывав здесь, путешественники смогут ощутить «аромат» прошлого, так как коллектив подходит к организации экскурсионной работы с выдумкой. В 2003 году усадьба, в которой разместился музей, включена в Федеральную целевую программу «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов».

С Александровом связаны имена многих известных людей. В частности, здесь жили Цветаевы. Вот почему в 1991 году здесь стараниями энтузиастов был открыт литературно-художественный музей сестер Цветаевых. Спустя 12 лет в ссответствии с распоряжением Президента России заместителю директора этого музея был присужден грант на создание постоянной экспозиции «Александ ров - столица 101-го километра». Первые поселенцы из числа тех, кто подвергся репрессиям, появились  здесь в конце 20-х-начале 30-х годов прошлого века.

Еще один уникальный музей создан при Всероссийском научно-исследовательском институте синтеза минерального сырья (ВНИИСИМС). Кстати, сам институт уникален, и город может гордиться им. Так вот, сегодня музей ВНИИСИМСа не только выполняет свою традиционную роль, но и помогает институту проводить маркетиновые исследования, быть полноправным участником рынка.

Десятилетиями, что называется на слуху, в нашей стране был Александровский радиозавод, чья история началась в 1932 году. Приемники, радиолы, техника для нужд армии, телевизоры - все это продукция АР3 .

 Кстати, первый телевизор был собран здесь еще в 1938 году . Это был первый телевизионный приемник, - произведенный не только в нашей стране, но и в Европе. В годы перестройки АР3 постигла печальная участь многих промышленных предприятий  Советского Союза. Но именно сюда пришли зарубежные производители телевизионной техники, которых привлек кадровый потенциал Александрова.

Под вопросом одно время было и существование Александровского  локомотивного депо. Ведь объемы перевозок в 90-е годы резко снизились, сократилась и потребность в машинистах. И все-таки проблема была решена. Во многом благодаря инициативе начальника депо, поддержанной руководством Московской магистрали и тогдашнего Министерства путей сообщения. Сегодня локомотивное депо Александров - это современное, уверенно смотрящее в будущее предприятие. А признанием заслуг его руководителя - Сергея Воинова - стало присвоение ему в 2005 году почетного звания «3аслуженный работник транспорта» .

 Юлиан Толстов

 

Категория: Ярославское направление | Добавил: Tolstov (25.04.2015)
Просмотров: 643 | Теги: Александров, Ярославский вокзал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018