Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 17.12.2018, 22:29

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Ярославское направление

Задворки Московские

В предыдущем выпуске «Путеводителя», с  которого началось путешествие от Москвы до Александрова, мы добрались до границы Белокаменной, сложившейся на северо-востоке к 1960 году. Платформа Северянин - вот ее конечный пункт тогда. Нынче столица раскинулась вплоть до кольцевой автомобильной дороги. На карте Ярославского хода в эти пределы вписывается станция Лосиноостровская и платформа Лось.

Уже одно то, что Лосиноостровская - не остановочный пункт или платформа, а станция, говорит о ее значимости. На Московской дороге это одна из крупнейших сортировок, определяющих работу магистрали.

Для пассажиров же важно, что здесь останавливаются практически все электрички. Даже единственная остановка скоростного поезда «Спутник», затрачивающего на маршрут Москва-Мытищи 18 минут, приходитcя на Лосиноостровскую. «Спутник» прибывает сюда из Москвы через девять минут после того, как отошел от платформы Ярославского вокзала.

Кроме станционного хозяйства на Лосиноостровской разместились и другие подразделения Московской железной дороги. В частности, вагонное депо, дистанция сигнализации и связи. О значимости станции говорит и тот факт, что здесь находится узловая поликлиника, которая в 2004 году отметила свое 70-летие.

Но вернемся к истории вопроса. Бурное развитие промышленности России в конце XIX века ознаменовалось солидным ростом железнодорожных перевозок. Не случайно и на Московско-Ярославской (Троицкой) железной дороге в 90-х годах остро встал вопрос  о постройке сортировочной станции. Для своего времени подобные станции были новинкой. В частности, сортировка на Ярославской была в стране всего четвертой.

Место для нее было выбрано на 10-й версте от Москвы. Лосиноостровскую-сортировочную проектировал и доводил «до ума» крупнейший ученый С.Д.Карейша. Между тем техническое состояние дороги тогда было более чем скромным: Ярославская была одноколейной! Поэтому важнейшее значение придавалось постройке второго пути: в августе 1894 г. сам председатель правления дороги Савва Мамонтов, вместе с управляющим Н.А.Казаковым проехали по первому готовому двухколейному участку Москва - Мытищи. В 1898 году, ко времени появления Платформы 10-й версты (нынешней Лосиноостровской) здесь уже имелось четыре пути: два главных и два для приема и отправления грузовых поездов. По обе стороны железной дороги, в густом лесу, стали вырастать домишки станционников, поселок разрастался быстро. Чтобы не затруднять пассажирское и товарное движение от станции Москва-3 и до Платформы 10-й версты проложили третий главный путь, параллельно имевшимся двум. Прошло еще какое-то время, и вот уже в справочниках за 1903 год числится «Лосино-Островский полустанок», где нет начальника станции, не положено, а все обязанности возложены на «смотрителя». Строительство сортировочных парков было начато в 1905 году и длилось до 1910 года. Лосинка становилась фабрикой маршрутов.

И еще малоизвестная деталь. В конце 90-х годов XIX века Ярославская дорога приступила к строительству линии Москва-Дмитров-Савелово. Работы начались от деревни, а затем и станции Бескудниково. И вот от Платформы 10-й версты до Бескудникова была проложена ветка длиной в девять верст, по которой и доставляли стройматериалы, возили рабочих. Более того, с 1900 года от Ярославского - маленького старенького вокзальчика, на месте которого стоит, нынешний красавец  работы Ф.Шехтеля, стал ходить местный пассажирский поезд по куцему маршруту: Москва-Платформа 10-й версты. 3десь все пассажиры с багажом, детьми покидали московский поезд и усаживались-устраивались в савеловский «экспресс», который доходил неспешно до Бескудниково и там-то переходил на построенный путь до Дмитрова. Такой нелегкий маршрут люди были вынуждены терпеть до марта 1902 года, когда был построен Савеловский вокзал.

В истории Лосиноостровской было немало интереснейших фактов. Вот один из них. Весной 1904 года здесь открылось первое в России, а возможно и в Европе, «Убежище (так называли в то время приюты) для престарелых сестер милосердия».

Русская женщина-врач Р.С.Знаменская с  группой медиков смогла пробить и утвердить устав «Общества для престарелых и больных лиц женского медицинского звания ... » Сбор средств на этот приют шел весьма туго. Помощь пришла от императорской семьи. Обществу было пожаловано две десятины земли в Лосином острове и шесть тысяч рублей. Каменное здание выстроили в лесу, неподалеку от Платформы 10-й версты, в густом сосняке. Местность эта даже в 1904 году была столь глухой и малолюдной, так что первые поселенцы вспоминали эту пору с содроганием. В разгар Первой мировой войны здесь открылась и вторая очередь приюта для престарелых медработников, но последующие события в России привели к краху всей системы благотворительноаи.

Поселок железнодорожников, что вырос вокруг Платформы 10-й версты, располагался в уникальном месте, которое исстари именовалось «Погонно-Лосиный остров». Словом «остров» когда-то именовали отдельно стоящие леса. Этот наш «остров» - редчайший ландшафтный памятник России, занимающий около 65 кв. километров. Здесь еще сохранились трехсотлетние боры. Подобного не встретить аж до республики Коми на север и на юг до Кавказского хребта. Название местноcти происходит от лосей, водившихся здесь, и от царской охоты на них, которая состояла из «гоньбы» лося до его изнеможения. Все это лесное богатство принадлежало Удельному ведомству, доходы от которого шли на содержание царского двора. Именно Удельное ведомство, рассчитывая на хорошие деньги, красивую и здоровую местность, сочло возможным разбить большой кусок своих владений на кварталы и лесные делянки под дачи. Особенно широко стали сдаваться места под застройку с 1 января 1900 года со сроком аренды на 36 лет. Почему был выбран срок аренды в 36 лет - объяснений так и не дано. После столь заманчивого решения дачное строительство здесь закипело особенно интенсивно. Почувствовав выгоду, местные землевладельцы и даже крестьянские общества соседних деревень Ростокинской и Мытищинской волостей (Ватутино, Малые Мытищи, Ростокино) стали продавать землю под дачи. Резон был солидный: Москва рядом, на даче можно было жить круглый год, на работу - поезжай поездом, благо ходили они регулярно и не были еще переполнены пассажирами, как ныне, в начале ХХI века.

Вот так и вырос Погонно-Лосиный поселок, но и он был не одинок - поблизости вырастали поселки-спутники. Один из них создали банкиры братья Джамгаровы, владельцы модного пассажа на Кузнецком мосту в Москве. Новое поселение, естественно, стало именоваться ДжамгаровкоЙ. Владельцы помельче - «Общество вспомоществования торговых служащих», арендовав 123 десятины под дачи, положило начало поселку Торгслужащих. Селились здесь и художники (Левитан, Коровин), известные поэты, артисты, музыканты и немало иной вольной публики. Невдалеке от станции в 1906 году купец Рябишев выстроил солидный ресторан для «чистой публики» и трактир для прочего люда. Весной этого же 1906 года в Лосиноостровской местности было создано Общество благоустройства. Деятельность этого общества была столь многогранной, что о нем заговорили даже в Москве. Довольно скоро была разбита детская площадка с гимнастическими снарядами, поселок осветили электричеством, организовали пожарную и охранную дружины. Помимо этого здесь был разбит парк, появился свой театр, открыли почту и телефонную подстанцию, детвора училась в гимназии и земском училище, не забыли про аптеку и прочие житейские надобности.

Но грянула мировая война, прокатились одна за другой три революции, наступило трудное время для страны. К этому времени станция Лосиноостровская стала одной из крупнейших на дороге - с хорошим путевым развитием, сортировочной горкой. Из телеграфной мастерской вырос  со временем крупнейший в стране Лосиноостровский электротехнический завод - производитель аппаратуры железнодорожной автоматики и связи, обеспечивающий безопасность движения как на  сети дорог, так и на линиях метрополитена.

В 1925 году поселок у станции был преобразован в город Лосиноостровск, где насчитывалось уже 15 тысяч жителей. В 1939 году этот городок переименовали в город Бабушкин, в честь полярного летчика М.С.Бабушкина (1893-1938), уроженца этих мест, которому в декабре 2003 года был открыт памятник. Кстати, с этим городом связаны имена Героев Советского Союза летчиков Михаила Громова и Евгении Рудневой. В честь Евгении Рудневой названа тенистая улица, ведущая от станции, недалеко от которой установлен памятник героине, погибшей в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня к Лосинке, так ласково зовут жители свой район, как с одной, так и с другой стороны от железной дороги примыкают огромные микрорайоны.

Справа по ходу поезда, в пяти-семи минутах ходьбы от путей - Ярославское шоссе. Ежедневно по нему проходит огромный поток автотранспорта, который значительно увеличивается за счет дачников в выходные дни. Шоссе существует с конца XVIII века. В XIX - начале ХХ веков вдоль него возникли фабрично-заводские и дачные поселки. В 30-х годах прошлого века здесь появился поселок метростроевцев, о котором ныне напоминает улица Проходчиков.

В 70-х годах прошлого века на Ярославском шоссе поднялся комплекс зданий Московского инженерно-строительного института (МИСИ). Доминантой ансамбля стал 24-этажный корпус альма-матер столичных строителей.

Ближе к кольцевой дороге, на той же стороне Ярославского шоссе, что и МИСИ, с 1976 года расположился Новый драматический театр. Он, да еще Г осударственный историко-этнографический театр, находящийся по другую сторону железной дороги, пожалуй, единственные очаги театральной культуры на северо-востоке Москвы.

От станции Лосиноостровская ведут автобусные маршруты к ВВЦ, в Свиблово, Медведково, Алтуфьево. Буквально пять-семь минут на автобусе, и вы на предпоследней станции Калужско-Рижской линии метро -«Бабушкинской», вступившей в строй в 1978 году.

Названия этих районов давно уже вошли в историю.

В Свиблово, например, на берегу Яузы в XV веке стояло село воеводы Федора Андреевича по прозвищу «Свибло» («Свиблый» - шепелявый) , одного из создателей первых белокаменных стен Кремля. В XVII веке здесь же находилась подмосковная усадьба воеводы Л.А.Плещеева, затем - бояр Нарышкиных. Сохранилась одноглавая церковь Троицы, которая в наши дни восстанавливается. Как, впрочем, и окружающая ее территория. Планируется реставрировать весь комплекс  усадьбы. Но сама церковь уже действующая. Отсюда рукой подать до Ботанического сада, открытого в 1945 году и соседствующего с Всероссийским выставочным центром. На площади более 360 гектаров представлено разнообразие земной флоры. Ботанический сад - крупный центр научно-исследовательской работы, место отдыха москвичей и гocтей столицы.

Медведково - родовая вотчина князей Пожарских. Еще в 1960 году Медведково, находившееся на расстоянии трех километров от станции Лосиноостровская, считалось  селом Мытищинского района Московской области. .

В Медведково В 1640 году поднялась над Яузой церковь Покрова Богородицы - один из лучших шатровых храмов XVII века. Со второй половины XIX века здесь дачная местность. В 1883 году поэт Валерий Брюсов провел в Медведкове все лето. 3десь отдыхали художники К.Коровин, М.Врубель.

Сегодня Медведково - крупный микрорайон Москвы, одноименной станцией заканчивается Калужско-Рижская ветка метро. От него на микроавтобусах можно добраться в соседние Мытищи, в расположившиеся вдоль кольцевой автомобильной дороги; Мытищинскую ярмарку, торговые центры «Ашан» и «Марлен Леруа», куда москвичи спешат за продуктовыми, промышленными и строительными товарами. Недалеко от метро находится Дом мебели.

Платформа Лось - последняя в пределах Москвы, этакий «вокзал» большого спального района столицы. Одной из его достопримечательностей является крупнейший в  России госпиталь ветеранов войны, построенный в конце ХХ века. Всего несколько минут - и электричка ныряет под мост кольцевой автомобильной дороги: Начинается Подмосковье.

Юлиан ТОЛСТОВ

Категория: Ярославское направление | Добавил: Tolstov (18.10.2015)
Просмотров: 408 | Теги: Медведково, Лосиноостровская, Свиблово | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018