Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:05

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московско-Казанская жд

Ближе к Большой магистрали

Ближе к Большой магистрали стала кратовская Малая железная дорога после недавней рекокструкции.

В памяти детворы 30-х годов и их родителей платформа Отдых неразрывно связана со строительством необыкновенно привлекательной и совершенно необычной для того времени детской, или Малой Московской, железной дороги. Это время, когда железнодорожный транспорт был на подъеме и окружен романтикой.

30 октября 1935 года по инициативе школьников Москвы и Подмосковья, в ЦДКЖ состоялся первый слет юных строителей будущей дороги, на котором было принято решение о строительстве между поселками Кратово и Отдых детской железной дороги. Вскоре проект Малой Московской с шириной колеи 750 мм был утвержден, и 24 июня 1936 года состоялась ее закладка.

Строительство закипело сразу на нескольких участках будущей трассы, и к 7 ноября 1936 года первая очередь дороги была в основном готова. Зимой соответствующий курс теории прошли юные паровозники, путейцы, эксплуатационники, а весной начались практические занятия на линии. К этому времени сюда прибыл специально подготовленный подвижной состав: три пассажирских вагона и паровоз серии ВЛ1.

И вот наступил долгожданный день открытия - 2 мая 1937 года. На праздник собрались около трех тысяч человек, право на поездку было предоставлено активным участникам строительства ДЖД - ученикам московских, быковской, малаховской и кратовской школ. Детская дорога начиналась с построенной станции имени Кагановича (ныне - Юность) возле дачной платформы Отдых и тянулась на три километра Кратовским бором, Нижегородским просеком, мимо детской лесной школы, минуя платформу Школьная до станции Культбаза (ныне Пионерская), что отделена живописным озером от платформы Кратово. На станции Пионерская располагался штаб ДЖД, учебный корпус.

В конце 1937-го детская дорога получила более сильный паровоз марки ИС1. Позднее, летом 1940 года, на дороге проложили вторые пути и построили вокзал на станции Юность.

С началом Великой Отечественной войны движение на ДЖД было остановлено, хозяйство законсервировано. Юные железнодорожники, откликнувшись на призыв: «Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт!», пошли работать в паровозное депо Москва-Сортировочная, Раменскую дистанцию пути, другие предприятия транспорта.

После войны летом 1947 года пустили детскую дорогу. К открытию Малая получила еще три вагона и паровоз. Через десять лет на ДЖД поступил узкоколейный тепловоз серии ТУ2 и три цельнометаллических вагона. В том же 1957-м на станции Пионерская построили локомотивное депо. С 1958 по 196З-й ДЖД работала круглый год. для этого юные железнодорожники разобрали списанный паровоз ВЛ1, а его раму оборудовали под снегоочиститель. Это позволило обслуживать дорогу в любых климатических условиях. С 1964 года и по сей день ДЖД работает только летом. В 1979 году было закончено строительство здания учебного корпуса и посадочная платформа на станции Пионерская.

Прошедшая недавно реконструкция ДЖД еще больше приблизила детскую дорогу к Большой Московской. Малая магистраль обладает огромной социальной значимостью.

Промышленный массив у станции Отдых - город Жуковский - известен как центр отечественной авиации. В частности, здесь много лет работает всемирно известный Центральный аэро-гидродинамический институт имени Н.Е.Жуковского/ЦАГИ/.

Платформа Отдых

Платформа с таким располагающим к себе названием - Отдых - появилась в 1931 году у малоизвестного тогда поселка. Именно с этого времени здесь расположился один из первых и лучших на железной дороге Дом отдыха паровозников.

Просторное каменное здание в лесу, возведенное в стиле конструктивизма, имело на фронтоне крупную надпись «В память борцов, павших за революцию 1905 г. на Московско-Казанской дороге». Перед зданием был установлен памятник машинисту Ухтомскому и его товарищам по борьбе.

3а год здесь отдыхали до трех тысяч паровозников и работников депо. Кормили их хорошо: в хо-зяйстве имелись свои коровник, свинарник, огород и теплица. Подсобное хозяйство было кстати: продуктовые карточки на мясо, рыбу, жиры и картофель были отменены лишь с 30 сентября 1935 года.

К октябрю 1935 года здесь сдали тяговую подстанцию: теперь электрички могли ходить до Раменского двухсекционными составами.

Материалы подготовил Юлиан Толстов

Категория: Московско-Казанская жд | Добавил: Tolstov (15.03.2015)
Просмотров: 357 | Теги: станция Юность, Кратово (Московская область), платформа Отдых, Пионерская | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018