Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 27.05.2018, 03:56

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московско-Казанская жд

От Казанки - на восток России

Первоначально железные дороги в России прокладывались вдоль старых гужевых трактов, что удобно связывало центр страны с ее окраинами. Не была исключением и линия, что стала строиться от Москвы на восток, к берегам Волги и далее.

Дорога эта вначале именовалась Саратовской (1858 г.), а с 1862 года Московско-Рязанской. Частная компания, что взялась за решение этой задачи, с самого начала встретилась со значительными трудностями, приведшими к перерасходу средств, отсюда и масса недоделок. Задуманная с размахом на 700 верст с лихом, она едва дотянула до 117 верст, до Коломны. Пришлось в срочном порядке менять руководство строительством. Об этих обстоятельствах, в том числе и о появлении левой колеи, наша газета писала в №28 от 20.07.2007 г.

Следует добавить несколько штрихов к той обстановке на линии. Только с условием скорой ликвидации огрехов компании было разрешено 20 июля 1864 года начать движение поездов на участке Москва-Коломна. К этому времени проект московской станции на Каланчевском поле дорога даже не представила якобы из-за споров по ценам на землю. К открытию движения в Москве стоял лишь деревянный дебаркадер и недостроенное здание. С вокзалом акционеры явно не спешили, так как движение в основном ожидалось товарное.

Направленный, наконец, в МПС проект именовался временной пассажирской станцией, где одноэтажное невыразительное здание вокзала предполагалось впоследствии «быть обращенным в гостиницу или жилое помещение». Тесный, неудобный Рязанский вокзал на Каланчевском поле простоял с 1864 по 1913 год, когда правление дороги утвердило проект, и академик А.В.Щусев приступил к разборке ветерана и возведению на его месте величественного здания Казанского вокзала.

Следует отметить, что акционерная компания Московско-Рязанской дороги, освободившись в 1862 году от первоначально приглашенных западных специалистов и подобрав сильную инженерную команду, довольно уверенно начала набирать обороты. Велика в этом роль отца и сына фон Мекков.

К 1913 году Московско-Казанская дорога выросла в обширную железнодорожную сеть, покрывшую своими путями пространство, превосходящее целые государства Европы. На современном техническом оснащении строилась ее конкурентоспособность. Дорога постоянно выявляла творческих людей, она стала своеобразным полигоном для новой техники, современной системы связи, погрузочно-разгрузочных операций. Помимо новых паровозов появилась и такая новинка, как вагоны - холодильники.

Достаточно качественно на дороге готовились кадры среднего звена. По указанию Н.К. фон Мекка невдалеке от станции Москва-товарная Казанская было создано самое крупное в Москве железнодорожное училище, куратором которого стал управляющий дорогой.

После 1905 года стали больше строить благоустроенного жилья для рабочих, создали потребительскую кооперацию, ввели на линии вагоны-лавки.

Фон Мекки  - устроители дорог

Готовя очередную серию публикаций «Путеводитель», теперь уже о восточном направлении столичной магистрали, нельзя не остановиться на личностях отца и сына фон Мекков, немало сделавших для развития железных дорог России.

Отец, Карл фон Мекк, окончил Петербургский институт инженеров транспорта. Опытный инженер, умелый организатор, хороший экономист, Карл Федорович встал во главе правления Московско-Казанской дороги, которую возглавлял вплоть до своей смерти. Сын, Николай Карлович, стал достойным продолжателем дела. Будучи юристом, он основательно готовился к транспортной карьере, начав с кочегара паровоза и пройдя затем многие профессиональные ступени. И это на Николаевской, а не на «своей» дороге.

В 1891 году он был избран членом, а затем и председателем правления Московско-Казанской железной дороги, коим оставался 27 лет, до осени 1918 года. Он многое сделал для развития Казанской дороги. Это прокладка линии до Казани, ветви к Зарайску, Озерам, Егорьевску, участки Рузаевка-Пенза, Рузаевка-Батраки с ответвлением на Симбирск, и многое другое ...

Николай Карлович постоянно следил за новинками, выписывал журналы и книги по транспорту. Он стал отличным автомобилистом. Продав своих выездных лошадей, он купил себе и взрослым детям «мерседесы». В 1905 году фон Мекк был избран первым председателем Московского автоклуба, организовав первое в стране авторалли до Крыма. А в 1911 году при создании Российского воздухоплавательного общества во главе с академиком Н.Е.Жуковским принял активное участие в его работе.

В Москве были хорошо известны музыкальные «среды» семьи этого неугомонного железнодорожника. Дважды в месяц по вечерам у него собирались музыканты. Не менее Николай Карлович почитал живопись, был знаком со многими крупными мастерами кисти, всячески помогал им в трудную минуту.

Юлиан Толстов

Категория: Московско-Казанская жд | Добавил: Tolstov (31.05.2015)
Просмотров: 328 | Теги: Казанская железная дорога, Н.К. фон Мекк | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018