Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2018, 11:02

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московско-Казанская жд

Сборы на дачу

 

Задолго до вешних дней в семьях многих москвичей начинались разговоры о дачах: где будем снимать, ехать ли на прежнее место или поискать что иное. Шесть соток и домик к ним – это явление послевоенное. Мой рассказ о годах моей юности.

Раньше у каждого дачника была своя излюбленная дорога. Приязнь эта определялась стоимостью дачи, расстоянием от квартиры до вокзала, удобным расписанием поездов. Чем ближе вокзал и больше отходящих поездов, тем удобнее для дачника, принужденного летом ежедневно ездить в город на работу и возвращаться к вечеру. Именно в эту полюбившуюся местность и едут весной смотреть дачу.

Наши как-то больше любили Кунцево. Итак, едем туда в ближайший, свободный апрельский день. Еще на станции чувствуется: попали в самый раз, свободные дачи имеются. Стенки летнего буфета оклеены квадратиками бумаги: «Сдаются три комнаты, недалеко», «Сдается хорошая дача», «Дача у реки». Одно предложение соблазнительнее другого, глаза разбегаются.

Кунцево тогда имело особенно много удобств: электроосвещение, река, частые поезда в Москву. Более того, автобус  № 14 прямо от площади Свердлова возил до Кунцево. Что еще желать дачнику! После Кунцево хорош «Немчинов пост»: легкие домики, что сразу строили под дачи состоятельные братья Немчиновы. Просторныв веранды с цветными стеклышками-орнаментами. Река. Пруд .. Местность красивая, летом много цветов!

Порой идешь по поселку в поисках дачи, глядь - на окне белая наклейка. Это сигнал: дача свободна, просим. Внимательно присматриваются из окна к заезжему человеку. «Не дачу ли вам, - любезно спрашивают, - заходите, смотрите, недорого». За долгие годы здесь сложились свои особенности бесед с хозяевами, свои посулы с целью снять дачу подешевле, повыгоднее. Об удачных сделках потом говорили все лето, делали для себя пометы на случай разговора на следующий сезон.

Нередко капризному дачнику в виде дополнительной премии обещают выделить грядку-две в огороде: мол, своя зелень будет к столу. Ну, как тут устоять! Сразу представишь ароматную, душистую петрушку прямо с грядки и лезешь в карман за деньгами, даешь хозяину задаток. И дачный сезон начался, все мысли твои там уже, на природе.

Примерно так снимали дачи москвичи и при царе, не утратили этой привычки и при новой власти. Правда, в разруху 20-х годов было не до этого, а вот в тридцатые и в последующие годы этот вид доступного семейного отдыха стал весьма массовым.

Знаменательно, что именно железная дорога, вернее транспортные предприниматели, раньше всех почувствовали перспективы развития отдыха на природе и сделали немало шагов навстречу дачнику. Пионером в этом деле стала Московско-Казанская железная дорога. Наверное, каждый подтвердит, что самое сложное в перемещении надачу - перевоз громоздких вещей. Причем раньше за город возили не только пианино, но и рояли, а заодно и массивные резные буфеты, тяжеленные гардеробы, не говоря про сундуки с посудой, бельем и прочую кладь.

Стремясь перещеголять конкурентов, Московско-Казанская предложила жителям столицы серию всевозможных льгот. Так, желающий перевезти на дачу вещи (вагон-другой) лишь оповещал накануне начальника Московской пассажирской станции, процедура оформления сводилась к минимуму, погрузка и выгрузка производилась средствами дороги, под наблюдением проводника, сопровождавшего груз. В период наплыва дачников в целях сокращения времени получения багажа по прибытию владелец клади, после пломбирования, запирал вагон своим замком, и его доверенный быстро открывал его своим ключом по прибытию на место, приступая с бригадой к выгрузке. Пожалуй, и сегодня эти услуги железных дорог не были бы лишними.

Многие хорошо ныне знакомые станции выросли миенно как дачные поселки, места отдыха. Пройдемся по названиям некоторых из них, что давно именуются иначе. Полустанок Перово (по деревне Перово) возник летом 1863 года в одной версте от известного места народного гуляния Кусково. Платформа Томилино известна с 1896 года, появилась невдалеке от дачного поселка, построенного банкиром К.Томилиным. От фамилии банкира и пошло гулять по округе название этого места. Поблизости от Томилина, в старинном селе Богородское (ныне ст.Красково) проживал на даче известный московский бытописатель Владимир Гиляровский. Здесь у него не раз гостили А.П.Чехов, Н.Д.Телешев, А.И.Куприн и масса других интересных людей. К концу века под станцией Люберцы была плотно застроена дачками живописная равнинка у платформы Подосинки (с 1918 г. это Ухтомская, в честь машиниста А.В.Ухтомского, участника революции 1905 г.).

В  воспоминаниях московского губернатора В.Ф.Джунковского отмечено  чудное дачное место в районе платформы Шереметьевской  -  с 1930 года это платформа Плющево (по имени революционера, столяра П.К Плющева). И список этот можно множить и пополнять, но не могу не назвать еще одну. Пожалуй, наиболее насыщенная история связана с пл. Кратово. В связи с 50-летием Московско-Казанской железной дороги ее глава Н.К.Мекк решил для своих служащих устроить показательный поселок, город-сад. Для чего летом 1912 года из лесного имения князя Голицина-Прозоровского около станции Раменское, приобрели 700 десятин леса; прекрасного, чистого бора. По фамилии князя платформа стала именоваться Прозоровской, а с 1930 года - Кратово, в честь Ивана Крата, революционера.

 Всю купленную землю разбили на участки, для приобретения которых всем желающим выдавалась ссуда на 10 лет и разрешалась бесплатная перевозка материалов для строительства дома по железной дороге. Кстати, и архитектор А.В. Щусев, строитель Казанского вокзала в Москве, построил здесь же себе дом. После революции дом отобрали, и долгие годы там была поселковая школа.

Благодаря различным льготам на Прозоровской быстро вырос красивый, благоустроенный поселок. Дорога наметила массу полезных дел: сделать мощеные дороги, водопровод, обязательно электричество, магазины и т.д. Что-то удалось реализовать, но вскоре грянула мировая война, а затем на долгие годы разруха и маята всенародная. Сегодня поселок этот разросся и достиг платформы с теплым названием «Отдых». Живите, отдыхайте, будьте здоровы, дорогие люди.

И что бы уж как-то закончить этот дачный панегирик Московско- Казанской еще несколько строк.

«Правление железной дороги имеет честь довести до сведения г.г. пригородных пассажиров, что вследствие неприбытйя на дорогу новых быстроходных паровозов, получение которых с завода ожидалось к 1 мая 1896 г., дачные поезда № 38 и 40 будут прибывать в Раменское позже на 10 мин. Такое положение продлится до конца мая». Приятно, когда о тебе так заботятся: быстроходные паровозы прикупают, извиняются за 10 минут опоздания - тут невольно себя зауважаешь и почувствуешь, что ты, пассажир, дороге нужен, что она дачников чтит!

Юлиан ТОЛСТОВ  

 

Категория: Московско-Казанская жд | Добавил: Tolstov (17.09.2014)
Просмотров: 547 | Теги: Кунцево, Томилино, Перово | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018