Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:06

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московско-Казанская жд

Точка отправления

Прежде чем начать ретро-поездку от Казанского вокзала, внимательно рассмотрим расписание пригородных поездов хотя бы до Раменского. И здесь нас ждет неожиданность.

Оказывается, первой остановкой от Москвы в далеком 1913 году являлась станция Сокольники. Сегодня же - платформа Электрозаводская. Ранее, согласно расписанию дачных поездов, до станции Раменское было 16 остановок, ныне же - 22 остановки при абсолютно том же расстоянии.

За точку отправления возьмем 1913 год. Тот самый благополучный год, который наша статистика считала временем наивысшего подъема экономики. Именно тогда дорога приступила к строительству нового Казанского вокзала. Прежнюю рухлядь снесли, но, чтобы пассажиру не мокнуть и не мерзнуть под открытым небом, почти рядом с паровозным депо быстро, без претензий на архитектуру, возвели деревянное просторное здание временного вокзала с входом с Новорязанской улицы.

В левом его крыле разместили багажное отделение и зал третьего класса с выходом на перрон. В центре - зал первого-второго классов и буфет. В правом крыле нашлось место залу прибытия, конторе начальника станции и «правительственному телеграфу».

В проходах этого здания поставили автоматы (!), выдававшие проездные и перронные билеты, а также телефоны-автоматы. Эта техника была гордостью фон Мекка - другие вокзалы Москвы пока таких удобств не имели.

Еще особенность той поры. Свободный выход публики на перрон без билетов - на всем дачном плече от Москвы до Раменского - был запрещен. Ранее на всех дачных платформах люди, особенно летом, приходили гулять к редкому приходу поезда, а по праздникам там было даже тесно от посторонних лиц. Эта неразбериха и заставила ужесточить правила пребывания на перроне: без билета там делать нечего.

Минуя горловину станции Москва-пассажирская с ее расширенным в 1914 году до шести путей путепроводом через Нижне Красносельскую улицу, состав, едва набрав скорость, уже тормозит на третьей версте у платформы Сокольники. Пассажиры на эту остановку могли пройти только со стороны Новой Переведеновки или Николаевской улиц, иного пути не было, ибо сразу за платформой обширным плотным треугольником располагались пути и пакгаузы станции Москва-Товарная-1.

А главенствовал в этом районе Гавриков переулок - это известное царство хлеба. Здесь в 1894 году, дорога построила вместительное. ?????????

Эта биржа стала посредником в перевалке миллионов пудов российского хлеба по стране и за границу. Грузооборот на станции рос из года в год. После больших хлопот Московско-Казанская выкупила у тайного советника А.Митькова невдалеке от платформы Сокольники солидный кусок земли с прудом, что соседствовал с фабрикой купца Абрикосова (ныне кондитерская фабрика им. Бабаева).

МПС оказал содействие в планировке будущей товарной станции по левую сторону Сокольнического шоссе. Водоем засыпали, кусты срубили и проложили рельсы. В январе 1895 года у Казанки открылось отделение под названием Москва-Товарная-2, более известная по фамилии прежнего владельца участка как Митьково.

Еще до Первой мировой войны фон Мекк задумал электрифицировать линию до Раменского. Для этого предполагалось очередное переустройство Мосузла. При этом намечалось избежать пересечения пассажирских и товарных путей. Решение приняли нетрадиционное.

В 1916 году начались работы по устройству открытым способом тоннеля, по которому должны были проходить пассажирские пути, тогда как товарняки станут пропускать под тоннелем. В связи с войной работы на станции Сокольники застопорились, и только после 1925 года верхнее перекрытие тоннеля удалось закрыть.

От Сокольников через каких-то два квартала справа и слева открывается живописный уголок старой Москвы. Это неплохо сохранившаяся часть дворцового села Рубцово-Покровское. С правой стороны видна церковь ХVII-века в честь Покрова Богородицы. По имени храма назван и стоящий рядом путепровод - Покровский (ныне Электрозаводский). С левой стороны от пути - изысканное здание дворца императрицы Елизаветы.

В середине XIX века, чуть не задевая это прекрасное здание, рядом проложили рельсы Московско- Рязанской дороги. В наше время поперек усадьбы прошла улица Гастелло.

За Электрозаводским мостом магистраль идет через Яузу по высокой насыпи. Тут-то в 1949 году «по многочисленным просьбам трудящихся» и появилась платформа Электрозаводская. Именно она и считается сегодня первой пассажирской остановкой от Москвы по Казанскому ходу.

КАЗАНСКИЙ СЕРВИС

Казанское направление Московской дороги по части обслуживания пассажиров всегда было в числе передовых. Этим отличалосъ и пригородное движение в начале прошлого века.

Пригородные составы ходили чистенькие. В вагонах пассажиров обслуживали мужчины-кондукторы. Начальник поезда тогда звался обер-кондуктором, именно у него был свисток для команды к отправлению.

Самые многочисленные, простонародные вагоны третьего класса внутри обивали серым линолеумом, который легко мылся. Обязательные небольшие полочки для вещей устраивались из литых рам-кронштейнов с плетеной сеткой. В вагонах второго класса тоже стояли жесткие скамейки, так как мягкая мебель быстро пачкалась. Зато стены внутри вагонов отделывались полированным дубом с инкрустацией, стояли газово-калильные фонари. Вагонов первого класса в дачном движении не было.

Будучи частной дорогой, Московско-Казанская заказывала себе такие паровозы, которые ей больше подходили. «Первой скрипкой» в этом деле был инженер-паровозостроитель Е.Е.Нольтейн. Разработанные им паровозы серии «Ж», а потом «З» (Зойка) оказались весьма удачными. Мощные, со спокойным ходом на скоростях и экономным расходом топлива. Эти пассажирские локомотивы имели быстрый старт, хорошую силу тяги, в пути разгонялись до 90 км/час.

Они долгие годы работали не только на пригородных перевозках. Известный писатель и журналист В.ГиляровскиЙ, проехавший по многим железным дорогам России, в своем рассказе «В вихре» называл локомотив «З» не иначе как «Громада-паровоз» и «Чудовище, вокруг которого бессильно воет разрезаемый им ветер». Вспомним и такую деталь. С паровозом этой серии была связана и трудовая биография Зинаиды Троицкой, первой женщины-машиниста депо Москва-сортировочная Казанская.

Категория: Московско-Казанская жд | Добавил: Tolstov (16.03.2015)
Просмотров: 527 | Теги: Казанский вокзал, фон Мекк, Сокольники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018