Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2018, 11:19

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Киевское направление

От войны к миру

Специалисты утверждают, что наиболее интересный архитектурный ансамбль на всем Киевском направлении находится в Алабино, вернее в километре от него, справа от железнодорожной линии. Это село Петровское, где сохранилась часть усадебного ансамбля уральских горнозаводчиков Демидовых, владевших землями и заводами под Тулой и на Урале.

При Н.А. Демидове - одном из богатейших людей екатерининского времени - на берегу Десны в середине XVIII века известным зодчим М.Ф.Казаковым была создана уникальная усадьба. Этот ансамбль в Петровском - одно из интересных творений мастера - оказал значительное влияние на развитие подмосковного усадебно-паркового стиля. Усадьбу возвели на квадратном парадном дворе, с трех сторон окруженном парком. Центр двора занимал двухэтажный дом с куполом и колоннадой. К сожалению, это великолепное творение Казакова дошло до наших дней в руинах, уцелели лишь четыре каменных флигеля, заключенные в ограду с четырьмя воротами и двумя обелисками при въезде в усадьбу. На границе с деревней М.Ф.Казаков построил в 1786 году красивую церковь Петра Митрополита с отдельно стоящей колокольней. Множество декоративной скульптуры украшало главную аллею парка, спускавшуюся к Десне.

А пригородный поезд мчится все дальше в сторону станции Нара. О ней разговор впереди. А пока - платформа Селятино (1926 год), названная по одноименной деревне. За ней при постройке дороги в 1899 году учредили разъезд № 1З, что на 55-м километре от Москвы. Впоследствии разъезду присвоили имя Рассудова, по фамилии местного землевладельца.

Следующая платформа - Ожигово - уже послевоенного происхождения, она работает с 1964 года. Селятино, Рассудово, Ожигово расположены в менее населенных местах, в смешанной лесистой местности.

Но вот и Бекасово-1, что появилось на карте в 1923 году. «Птичье название» станции вроде бы однозначно связано с местами охоты на бекасов. Однако в межевых списках 1862 года числится село Быкасово, так же оно звучит и в документах 1912 года, но, начиная с переписи 1926 года, уже последовательно пишется Бекасово. Очевидно, со временем местные жители несколько переиначили его в более удобную для понимания форму - Бекасово. Малозаметная в 20-30-х годах, эта станция как часть Большой окружной железной дороги приобрела особое значение в самое тяжелое для страны и для столицы время.

Долгие годы документы, связанные с ее сооружением, хранились в особых фондах архивов. Строительство Большой окружной началось в сентябре 1941 года сразу же после выхода постановления ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР от 28 августа 1941 года. Предполагалось в 1941-1942 годах построить Большую окружную железную дорогу протяженностью в 534 километра, в том числе нового пути предстояло проложить 290 километров - от Александрова до Михнева и Жилево на Павелецкой линии.

Согласно приказу НКПС строительство разрешалось вести по облегченным условиям, с устройством деревянных мостов и путепроводов, 12-пpоцентного уклона, на рельсах легких типов. Рельсы собирали где только можно, в ход пошли даже старые, выпуска царских лет - лишь бы выдержали какое-то время. В Подмосковье тут же направили строительные батальоны Особого железнодорожного корпуса и свыше 20 тысяч железнодорожников из числа эвакуированных с запада.

Все стройматериалы, рабочую силу, механизмы перевозили внеочередно, наравне с военными грузами. С началом немецкого наступления на Москву усилились бомбардировки подмосковных станций, в том числе и строящихся участков Большого кольца. После введения осадного положения 15 октября 1941 года работы на новой линии были прекращены. Но уже 11 января 1942 года Государственный комитет обороны обязал НКПС возобновить строительство окружной.

Весной 1942 года, когда просеки новой трассы были готовы, дали знать о себе оттаявшие болота и трясины. Но и эти трудности были преодолены. И осенью, в самый разгар битвы за Сталинград, началась обкатка проложенной трассы. А вскоре дорога приcтyпила к обслуживанию фронта и тыла.

Из приказа НКПС: «Для обеспечения срочных перевозок грузов для фронта приказываю: открыть с 3 февраля 1943 года временное движение по построенному западному полукольцу Большой Московской  окружной железной дороги от станции Александров Ярославской ж.д. до станции Жилево Московско-Донбасской ж.д. эксплуатационными силами Управления строительства № 7». Подпись «А.В.Хрулев».

К концу того же 1943 года дорога обеспечивала суточную пропускную способность в 24 пары поездов весом 1390 тонн.

С тех пор прошло более 60 лет. 3а эти годы Большая окружная железная дорога неузнаваемо изменилась. Ныне это мощная современная электрифицированная магистраль.

В 68 километрах к юго-западу от Москвы, между станциями Бекасово и Нара расположен действующий женский монастырь: Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь. 3десь в первой четверти XIX века почитаемый схимонах, старец Зосима, принадлежавший к известному дворянскому роду Смоленской губернии, по благословению московского митрополита Филарета основал пустынь, то есть небольшой монастырь, ставший известным как Зосимова пустынь. Буквально с первых лет существования он получал солидную помощь от состоятельных покровителей, богатых помещиков и представителей купеческого сословия. Старец Зосима скончался в основанной им обители в 1833 году, над его могилой был построен каменный храм во имя Живоначальной Троицы.

Существенные финансовые вложения позволили монастырю построить несколько каменных корпусов и кирпичную ограду с угловыми башенками. Зосимова  пустынь становилась все более известной. В 1899 году для богомольцев была построена на новой железной дороге платформа, получившая название по вышеназванной обители. В 1922 году монастырь закрыли, а на основе церковного хозяйства создали сельскохозяйственную трудовую монашескую артель. Одновременно в помещениях монастыря устроили инвалидный дом. Артель долго не продержалась, большинство монахинь были репрессированы и сосланы в суровые края.

Восстановление женской обители началось в 1990-х годах. В апреле 2000 года Зосимова пустынь возродилась.

Юлиан ТОЛСТОВ

Категория: Киевское направление | Добавил: Tolstov (16.06.2015)
Просмотров: 403 | Теги: Нара, Зосимова пустынь, Бекасово | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018