Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 10:30

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Киевское направление

Воротник... системы Калашникова

Сегодня мы продолжаем рассказ, говоря профессиональным языком, о Киевском плече Московско-Смоленского отделения, начинающим свой разворот от Киевского вокзала Москвы.

Здесь также немало памятного и достойного в истории транспорта и земли российской. Дорога эта, не раз менявшая свое название, встала в строй в самом конце XIX века - в августе 1899 года и сразу заявила о себе как о дороге с большими перспективами. Одна только переброска сахарной свеклы и готового рафинада чего стоила. Добавим сюда металлопрокат, мостовые фермы Брянского и Мальцовских заводов и многое другое. Довольно скоро основной капитал Московско- Киевско- Воронежской достиг громадной суммы в 237 миллионов рублей. Дорога была высокодоходной вплоть до начала Первой мировой войны.

Удачным было и то, что рядом с Киевским вокзалом, у его «левого плеча» расположилась товарная станция, чьи добротные кирпичные постройки стоят уже 105 лет. Это место было удобно для грузоотправителей и получателей. Невдалеке, за Москвой-рекой, -  центр Москвы, все торговые и промышленные предприятия и оптовые склады.

В начале прошлого века паровичок вел дачный состав со скоростью 40 км/ч до завершающего пункта пригородной линии тех лет - станции Нара. Дачные поезда тех лет состояли из шести-восьми вагонов, в число которых обязательно входил и багажный. Освещались трехосные дачные вагончики свечами. Состав обслуживала бригада из главного и трех младших кондукторов. На вагонах обязательно крепилась крупная металлическая цифра, указывающая на их классность. Только после Октября подобное деление мест было упразднено, и все вагоны стали красить в зеленый цвет - цвет третьего, простолюдинного, класса.

Справа по ходу поезда, сразу за Киевским вокзалом, стояло несколько каменных домов, из которых уцелел лишь один, на фронтоне которых выделялись буквы названия дороги «МКВ». Дома стояли в Киево-Воронежском переулке - этакий железнодорожный раритет. В них размещались различные службы новой дороги, а затем жили путейцы. Слева - старое веерное паровозное депо. По меркам начала прошлого века депо было солидным - 16 стойл для паровозов. Перед этим полукруглым зданием виднелся поворотный паровозный круг: без него маневры паровоза были немыслимы. Этот, как по-свойски называли его на производстве, «круговоротник» в  документах МПС числился как круг «автоматический, системы Калашникова». Оказывается, и тогда имя Калашникова было в почете. Может быть, если покопаться в родословной, и корни у них общие?

Рядом с паровозным позднее было построено и солидное здание вагонного депо. Конечно, это не нынешнее техническое чудо РЭД, возведенное под боком у гостиницы «Рэдиссон-Славянская», но и старое депо поработало на совесть.

До войны на пассажирской станции было всего шесть приемоотправочных путей, а на товарной в три раза больше: и сортировочные, и пакгаузные с вытяжными.

На четвертом километре первая остановка - Москва-Сортировочная. Станцию эту стали развивать еще до Первой мировой войны, официально же она попала в транспортный реестр как Москва-сортировочная Киевская лишь в 1929 году. Толчком для ее кардинального обновления послужил особый план развития Московского железнодорожного узла, связанный с планами первой пятилетки. НКПС выделил соответствующие средства и материалы.      

Сегодня территория станции соседствует с исторической Поклонной горой, где создан обширный комплекс  мемориала Победы. Со стороны станции на Поклонной горе раскинулась интереснейшая выставка железнодорожной техники военных лет, санитарный вагон, теплушка, немецкая техника по разрушению колеи, которая использовалась ими при отступлении, и многое другое. На территории станции как памятник защитникам железнодорожного объекта стоит зенитное орудие.

Между Поклонной горой и станцией протянулась старинная улица Сортировочная. Здесь живут работники станции, расположились подъездные пути, служебные помещения. В 1971 году Моссовет переименовал ее в улицу имени бывших рабочих паровозного депо Москва-Киевская - братьев Фонченко.

В 1998 году станция Москва-сортировочная Киевская была слита с товарной, отработана единая технология. Сегодня станция именуется Москвой-товарной Киевской.

По железнодорожному мосту пересекаем известную москвичам речку Сетунь - приток Москвы-реки - и вступаем в живописные, когда-то лесистые места в обьятиях широкой, заросшей кустарником речной долины Сетуни и Раменки. Это все еще Москва, ее Западный округ. Невдалеке высится громада высотного здания МГУ, эту высотку догоняют разбросанные тут и там недавно появившиеся самые настоящие небоскребы. Поезд приближается к району бывшей старой деревни Матвеевское, имя которой происходит от Матвея Голенищева-Кутузова, жившего в середине XV века и ничуть не помышлявшего о славе полководца.

Юлиан ТОЛСТОВ,

историк -архивист

 

Категория: Киевское направление | Добавил: Tolstov (05.07.2015)
Просмотров: 300 | Теги: Москва-сортировочная Киевская | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018