Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 06:28

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московско-Курская ЖД

Курская городская ветка

На заре появления российских железных дорог новые станции для ускорения и удешевления их строительства располагали в отдалении от населенных пунктов. Так, например, в 1860-х годах строилась Московско-Курская дорога.

Первым на этой линии услышал паровозный гудок Подольск. Здесь рельсы проложили всего за версту от города. Следующим был Серпухов, где пути оказались в двух с половиной верстах. У Тулы стальная колея пролегла также вне городской черты, близ Кузнецкой слободы. Уездный городок Чернь получил рельсы в пяти верстах от своих улиц. А вот Орел оказался всего-то в полутора верстах от станции.

Кому надо - и так приедут

Не стал исключением и Курск, конечный пункт Московско-Курской дороги того времени.  Здесь, на 502-й версте от столицы, вблизи оживленного торгового села, что раскинулось на пригородных землях Ямской слободы, и было решено поставить солидный вокзал.

Легенда гласит, что для составления проекта и проведения необходимых работ строители затребовали 10 тысяч рублей. Отцы города якобы на это ответили так: «Кому надо приехать, тот, где ни поставь вокзал, все равно приедет» и ... отказали в деньгах. Вот линию и провели в стороне. По топографии 1868 года «пассажирский дом» отстроили в трех верстах от Курска. Сегодня город разросся, и вокзал стоит в его черте. А тогда проблема связи с железной дорогой была весьма непростой.

Буквально через несколько лет после открытия новой дороги Курск стал солидным транспортным узлом, где сходились несколько направлений. Естественно, что количество пассажиров и встречающих - провожающих на вокзале резко возросло. Извозчики стали брать по 75 копеек за перевоз до города с каждой персоны. Деньги по тем временам немалые. Поэтому губернатору посыпались жалобы.

В этой обстановке летом 1872 года курские власти приняли решение о постройке «железнодорожной ветви от вокзала Московско-Курской линии в центр города и устройстве там городского вокзала и при нем товарной станции. Начались переговоры с МПС о проекте ветви, стоимости работ и отчуждении земли в черте города.

Шесть верст согласований

Самую активную роль здесь сыграл курский городской голова, коллежский асессор П.А.Устимович. Благодаря его усилиям разговоры о городскои ветви наконец-то обрели реальные очертания. Под строительство предполагалось освободить сразу три городских квартала, расположенных между Мучной площадью у Херсонской улицы и Богдановским мостом, вдоль дороги, что шла под горою мимо мужской гимназии, дворянского собрания и т.д. Это направление было признано специалистами наилучшим.

Всю землю, отходившую под соединительную ветвь и другие постройки, решено было уступить дороге безвозмездно.

На все согласования понадобился год. Лишь к маю 1873 года были выработаны четкие ориентиры, которые удовлетворяли запросы города. Так, в своем обращении в МПС куряне среди прочего выдвинули просьбу, чтобы расписание городских  пассажирских и товарных поездов из центра Курска и обратно было согласовано с приходом и отправлением поездов на линиях Московско-Курской, Курско-Киевской и Курско-Харьковской железных дорог. Была еще одна настоятельная просьба: «Отправка товаров из Курска и обратно должна производиться без перегрузки на вокзале прилегающих к Курску железных дорог». Данное обращение в железнодорожное ведомство завершалось полной достоинства фразой, что «приспособление вообще всей ветви и устройств ее в черте города служило бы удобству жителей».

Проектные работы, строительство ветви и искусственных сооружений осуществлялось Московско-Курской железной дорогой, автором этого детища был инженер Н.Е.Ададуров. К ноябрю 1873 года МПС выдало, наконец, свое согласие на ожидаемую постройку. К этому времени в Курске на экстренном губернском собрании земства был рассмотрен вопрос о деньгах на строительство. Решено было выпустить заем до 200 тысяч рублей. Одновременно направили ходатайство в МВД, ведавшее тогда вопросами строительства, о разрешении сбора на постройку со всех прибывающих в Курск и отправлявшихся из него товаров по 1/8 копейки с пуда, с пассажирского груза по 1/4 копейки и с пассажирских билетов от 5 до 10 копеек серебром в зависимости от класса проезда.

Вот такая основательная подготовка, при этом не будем забывать, что длина трассы была всего- то шесть верст.

К строительству приступили только через год, в июне 1874-го. Работы планировалось завершить в кратчайший срок. Но все оказалось сложнее. На пути пришлось сносить частные постройки, цены на которые владельцы установили «чрезмерные и до странности высокие». Дело надолго застряло  в судебных тяжбах.

На службе у города

Только 6 июня 1878 года «Курские губернские ведомости» опубликовали долгожданные строки: «2-го сего июня, после торжественного молебствования на Красной площади (в Курске своя Красная площадь) была открыта ярмарка. Этому предшествовало открытие в этот же день правильного движения по железнодорожной соединительной ветви от Курской станции железной дороги до города Курска».

Построенную линию «Ст. Курск-Город» завершал солидный кирпичный, с башенками и флагштоком, вокзал. Флагшток был обязателен, так как Курск был губернским городом, и здесь обязаны были поднимать флаг МПС.

Место на Херсонской улице, где построили городской вокзал, было весьма оживленным. Здесь, к примеру, располагался «Курский городской общественный Филипцова банк», что было очень удобно коммерсантам и дороге. Поезда с первых же дней ходили четко по расписанию, шесть раз в день. Даже в столичных расписаниях наряду с Николаевской, Ярославской дорогами печаталась строка: «Курская городская ветвь». Проезд по ней стоил 15 копеек в 1-м классе и 6 копеек - в 3-м.

Очень немногие города России имели подобное внутригородское сообщение. Первоначально по ветви ходили паровозы завода Борзиг серии Бн (0-3-0), на которых вплоть до ХХ века применялось дровяное отопление. Юркий локомотив уверенно тянул состав из пяти вагонов.

После прокладки в 1870-90-х годах ряда южных линий, Курск радушно принял управление крупнейшей Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Через некоторое время вблизи той же Херсонской улицы, где располагался городской вокзал ветви, выросло здание Управления дороги. Какие только исторические события не проносились над Курском - ветвь продолжала нести службу. Лишь во второй половине ХХ века городская дорога прекратила свое существование. На месте вокзала появились иные постройки, сквер и кинотеатр. В летописи Курского железнодорожного узла, который вскоре будет отмечать 100-летие, эта ветка оставила самые добрые воспоминания.

Категория: Московско-Курская ЖД | Добавил: Tolstov (26.05.2014)
Просмотров: 552 | Теги: Курский вокзал | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018