Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2018, 12:01

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Московско-Курская ЖД

Вагончик тронется, перрон останется...

С середины прошлого века, с того самого времени, когда в России появились первые железнодорожные вокзалы, кроме облегчения участи путешествующих из Петербурга в Москву и обратно, в быт горожан постепенно вошло и еще одно новшество: поездки по железной дороге за город, на дачу, для прогулки.

Хотя открытие первого участка Курской железной дороги состоялось, как мы уже писали («МЛ» № 5), осенью 1866 года, но регулярное движение поездов началось только с мая 1867 года. Именно в этом месяце и появилось пригородное сообщение - москвичи получили возможность выезжать в ближнее Подмосковье на воскресные прогулки. Дачи вдоль железных дорог выросли как грибы значительно позже.

Для пригородных прогулок в воскресные и праздничные дни назначались в те времена дополнительные или, как их тогда величали, экстренные поезда. После открытия Южной дороги первый такой сезон пришелся на очень жаркое лето, и вышел этот пробный блин, как и полагается, комом.

Обратимся к свидетельству газеты «Московские ведомости» за 11 июня 1867 года. «Управление движением по Московско-Серпуховскому участку Курской железной дороги с целью восстановить действительные факты по поводу бывших 4-5 июня на Московской пассажирской станции недоразумений между Управлением и публикой считает своей обязанностью объявить во всеобщее сведение следующее: содержатель гостиницы в саду Царицыно, московский купец Щеглов, без всякого разрешения со стороны Управления опубликовал в №№  121 и 122 «Ведомостей Московской городской полиции» объявление о том, что для открытого гуляния в саду Царицыно будут отправляемы 4, 5, 6 и 9 июня экстренные поезда из Москвы в 3 часа пополудни и из Царицына в 11 часов вечера.

 Следствием этой самовольной публикации г. Щеглова, сделавшейся известною Управлению только 4 июня, было то, что уже к 2 часам дня собралось на Московской пассажирской станции публики такое огромное число, что за недостаточностью помещения в залах станции публика заняла весь двор и платформу дебаркадера. Совершенная неприспособленность Царицынской станции к вмещению многочисленной публики и недостаточность на линии подвижного состава было причиной больших неудобств и чрезвычайных затруднений для Управления при отправлении из Царицына обратных поездов. По случаю праздничных дней не представлялось возможным печатно опровергнуть самовольное объявление г. Щеглова, в то же время нельзя было и не ожидать в праздничный день, 5 июня, наплыва публики, а потому в предупреждение беспорядков были с утра вывешены на наружных стенах станции писанные большими буквами объявления о том, что 5 июня, независимо от постоянных поездов, будут отправлены дополнительные поезда в Царицыно: один в 3 часа пополудни, а другой - в 5 часов 30 минут, и из Царицына в 10 часов 45 минут вечера(...) Первый дополнительный поезд за теснотой и усаживанием пассажиров отправился лишь в 3 часа 27 минут(...) Тотчас по отправлению поезда публика с криком требовала выдачи билетов на второй дополнительный поезд. Хотя еще не было достоверно известно, сколько мест будет в поезде, так как вагоны от опорожнившегося первого дополнительного поезда еще не возвращались в Москву, но (...) для успокоения публики, согласно ее желанию, была начата продажа билетов на столько мест, на сколько предположительно можно было рассчитывать по числу стоящих в Царицыно вагонов (...) Публика, получившая билеты, требовала немедленного отправления и, не внимая никаким объяснениям, производила такой шум и беспорядок, что потребована была в помощь городская полиция, а от не желавших ехать с поездом, отобраны обратно билеты с возвращением денег. Пассажиры, выждавшие прибытия вагонов, отправлены в Царицыно в 8 часов вечера.

О поступке г.Щеглова, неожиданно, своею публикацией не давшего возможности Управлению сделать надлежащие предварительные распоряжения, возбудившего вышеописанные беспорядки и причинившего столько чрезвычайных затруднений  Управлению  дороги, донесено московскому Генерал-губернатору и Обер-полицмейстеру».

 Вот такие были дела почти полтора века тому назад. Хотя что мы, нынешние  москвичи, давящиеся в переполненных электричках в праздничные и выходные дни, можем из этой публикации узнать новенького? Разве о том, что когда-то Управление дороги извинялось перед публикой и за свои ошибки, и за действие неподотчетного ей г.Щеглова?...

 Как пишут те же «Московские ведомости», после всего случившегося подобных случаев больше не было. Впрочем, они имеют в виду совсем не сегодняшние железные дороги, а «экстренные поезда выходного дня» прошлого. Но ведь в вагоне прошлого тоже далеко не уедешь!

 Юлиан ТОЛСТОВ.

Категория: Московско-Курская ЖД | Добавил: Tolstov (06.11.2015)
Просмотров: 281 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018