Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2018, 11:57

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Железнодорожники

И награждали за доблесть в труде...

Среди любопытных деталей прежней трудовой жизни в Музее современной истории (бывший Музей революции СССР) бережно хранится серебряный знак «Почетному железнодорожнику» № 1, который ранее принадлежал Семену Васильевичу Кутафину. Диспетчер Грозненского отделения Северо-Кавказской дороги Кутафин прославился тем, что почти в два раза ускорил продвижение сборных поездов на своем участке - тогда это было равносильно настоящей революции в организации движения грузовых поездов. В 30-е годы метод Кутафина активно и действенно применялся на многих дорогах страны, помогая совершенствовать перевозочный процесс.

Знаку «Почетный железнодорожник» - 65 лет! Это высшая награда отрасли, о ней мечтают все работающие на транспорте, ею гордятся награжденные и члены их семей. Какова же история этой транспортной награды?

В середине 20-х годов железнодорожный транспорт в значительной мере преодолел последствия разрухи гражданской войны. Повсеместно наращивался объем перевозок, снижалась их себестоимость, изыскивались резервы для бесперебойного обеспечения нужд народного хозяйства. На многих дорогах, отдельных предприятиях транспорта, появились, по обычаю тех дней, свои местные наградные значки - как одна из форм поощрения трудового соперничества. Это были, например, значки «Новатору производства», «Лучшему производственнику», «Примерному ударнику» - завода, депо, округа, путей сообщения. Выпускались они тут же, на месте, и имели ограниченное хождение. Кстати, многие из них выполнялись очень изящно, были выразительны и красивы.

В итоге подобной самодеятельности вышло так, что именно железнодорожный транспорт имел больше любого ведомства широкую палитру своеобразных наград. В начале 30-х годов, озабоченная этим неуправляемым потоком значков, верховная власть издает инструкцию, в которой воспрещается «ношение нагрудных значков», не утвержденных Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР».

Вместе с тем, по инструкции ЦК профсоюза железнодорожников стал подниматься вопрос о едином наградном знаке как действенной форме поощрения транспортников. В немалой степени этому содействовали начавшиеся в стране общесетевые конкурсы по труду. В частности, Постановлением СНК СССР в феврале 1931 года была отменена обезличенная езда. За каждым локомотивом теперь закреплялись постоянные бригады, которые несли полную ответственность за содержание своего паровоза. Газеты «Правда», «Гудок», НКПС и ЦК профсоюзов железнодорожников впервые в такой вот связке организовали Всесоюзное соревнование, или, как тогда его называли, конкурс спаренных паровозных бригад.

Проходил он под лозунгом борьбы за высокую квалификацию паровозников, лучшее использование локомотива, за безопасность движения. Конкурс имел огромный резонанс в стране, так как он вылился в широкое соревнование практически всех служб транспорта. Именно в ходе соревнования спаренных паровозных бригад родилась одна из первых железнодорожных наград - значок «Лучшему машинисту СССР».

«Машинистам, - писал «Гудок» 16 февраля 1932 года, - получившим первые премии, будут выданы специальные нагрудные жетоны-значки «Лучшему машинисту СССР». Все премированные машинисты получат грамоты на звание лучшего машиниста». Арбитром этого массового и весьма полезного дела была специально выделенная комиссия из представителей газет «Правда», «Гудок», НКПС и ЦК союза.

Всего в 1931-1933 годах на транспорте прошло три таких Всесоюзных конкурса. Это мероприятие оказалось одним из наиболее результативных: четкая и толковая организация, по-деловому разработанные условия, ежемесячно печатались списки и фотографии лучших, обстоятельно говорилось, как и за счет чего улучшилось дело. Словом, вся сеть могла судить, что победили лучшие из лучших.

Значок «Лучшему машинисту СССР» в стране получили около трехсот наиболее отличившихся паровозников. Награда эта весьма редка и почетна. Кстати, рисунок этого знака невыразителен и малоинтересен: в круге шестеренки идет массивный текст «Лучшему машинисту СССР», а ниже мелко: «Правда», НКПС, ЦК жд, «Гудок». Всю композицию замыкает паровоз непонятно какой конструкции со шлейфом дыма. Однако дело не в фантазии художника, а в сути награды.

Перед железнодорожниками в те годы была поставлена чрезвычайно серьезная и трудная задача «...быстрее перестроить организационно, технически транспорт для возросших нужд народного хозяйства». Именно тогда достаточно настойчиво стала звучать мысль, что ударный труд следует непременно стимулировать своей, специально введенной транспортной наградой. В мае 1933 года вопрос о такой награде рассматривал ЦИК СССР и дал НКПС соответствующее поручение. Через год, в апреле 1934 года комиссия Президиума ЦИК утвердила образец знака и 17 мая того же года Нарком путей сообщения Андреев подписал «Положение о почетном знаке железнодорожника», награждение которым происходит и в наши дни. В «Положении» подробно перечислено, за что выдается этот знак, и что носится он на левой стороне груди, рядом с правительственными наградами. Вот такое ему придавалось значение, и лишь позднее знак стали носить на правой стороне.

И еще деталь того времени. 3а получившим знак не только сохранялось право ношения форменного обмундирования после оставления им работы на транспорте, но и что не менее было жизненно важно в то время - награжденному предоставлялось право состоять пайщиком ОРСа! Вспомним: это были годы карточной системы. Конечно же, главное за этим знаком - почет и уважение за очень нелегкий повседневный труд, и все это прекрасно понимали.

Первый знак «Почетному железнодорожнику» - их затем было несколько выпусков - был невелик размером: 22 х 33 мм, выполнен из серебра, с использованием горячих эмалей - белой и красной; серп и молот на древке знамени накладные, на оборотной стороне знака вырезался порядковый номер, крепление винтовое, надежное. «Малышок» этот встречался нечасто, так как награждение им продолжалось всего два года. В 1936 году размеры знака решено было увеличить, сделать рисунок более выразительным.

Новодел вышел крупнее - 32 х 44 мм - и смотрелся солиднее. Особенно хорош был локомотив, а главное, на фронтонном листе котла паровоза четко выделялось «И.Сталин» - попробуй, не подчеркни здесь этот символ. Композиция знака действительно была удачной: красивый современный паровоз на фоне кауперов и домны. Подтекст здесь ясен: тяжелая индустрия и мощный железнодорожный транспорт создают прочный фундамент государства. И еще этот знак известен у знатоков как «почетник с толстыми рельсами», так как в рисунке верхнее строение пути какое-то особенно выпуклое, массивное.

Нет, что ни говорите, а старые знаки можно рассматривать бесконечно, и всегда они трогают коллекционерскую душу своим воплощением. В годы войны, естественно, знаки выпускались в весьма упрощенном варианте, с оплывшим рисунком, нечетким чеканом, серебра на них уже больше не стало. И вот в таком, прямо скажем, скромненьком виде знак «Почетный железнодорожник» просуществовал до 1957 года. В связи с прекращением выпуска в СССР паровозов и переходом транспорта на более современные виды тяги решено было кардинально изменить и облик высшей награды МПС.

С середины 1957 года до июля 1960 года практически самой престижной железнодорожной награды в поощрительном арсенале МПС не было. Прежний знак исключили из обихода, а разработка эскизов нового продвигалась туго. Только в 1959 году коллегии министерства был предложен вариант нового «Почетника»; после обсуждения рисунок приняли за основу и возвратили на доработку. 21 июля 1960 года «в связи с техническим перевооружением транспорта» коллегия МПС одобрила новый вариант наградного значка.

Итак, теперь «Почетный железнодорожник» считался не знаком, а значком. Справка по этому поводу: знаки нагрудные утверждал ВЦИК (или позднее - Президиум Верховного Совета СССР, а значки - Правительство СССР по представлению министерства. Новый «Почетник» был выполнен в томпаке и имел колодку с красной муаровой ленточкой. Центром композиции этого знака был крупный накладной электровоз, выезжавший из тоннеля; слева от него - светофор с зеленым лучом, символом свободного, безопасного следования. Ниже рисунка, на белом фоне -текст в две строки: «Почетному железнодорожнику»; все эти детали вот уже 40 лет находятся без изменений, лишь с 1992 года колодка стала иметь цвета триколора.

Малоизвестная деталь чиновничьего знакотворчества. В 1984 году, дополнительно к нагрудному значку, для организаций ввели настольный, кабинетный значок. Рисунок этого новичка во всем соответствовал «Почетному железнодорожнику» последнего выпуска, но слова «Почетному железнодорожнику» отсутствовали, а вместо них были нанесены крупные литеры «МПС СССР». Этот настольный знак размером 60 х 85 мм винтом крепился к футляру и так с ним хранился на полке в кабинете той организации, которая по решению МПС была достойна награды. Подобное поощрение «кабинеткой» не привилось, в ход пошло всего около 100 экземпляров, а так как там отчеканен «СССР», то и все остатки со временем сдали в архив.

 Вот ведь сколько особенностей насчитывается у наградного знака № 1 НКПС-МПС. Вряд ли еще какое ведомство имеет подобную палитру разновидностей в своей высшей трудовой награде.

Значком «Почетному железнодорожнику» за все эти годы награждены десятки и десятки лучших тружеников транспорта. Те, кто интересуется системой наград на транспорте, наверняка знают, что несколько ниже «по ранжиру» находится значок «Ударнику сталинского призыва». Введен он был приказом по НКПС А. Андреева 28 апреля 1934 года в целях поощрения лучших ударников-организаторов социалистического соревнования на железнодорожном транспорте. По форме он представлял собою крупную гайку, в центре которой мчался паровоз (тоже «И.Сталин»), эту композицию венчало развернутое красное знамя с текстом: «Ударнику сталинского призыва».

У первых выпусков этих значков «гайки» с паровозом были накладные, рисунок словно вычерчен пером - все это было выполнено из мельхиора и со временем принимало оттенок старого серебра. В связи с тем, что значок этот был более массового награждения, то выпускали его не только в Москве и Ленинграде - отсюда и невероятная масса разновидностей (крепление у всех типов только винтовое). Наиболее характерные отличия встречаются в размерах гайки - здесь диапазон (по первому паровозу) от 22 мм до 27 мм, текст «сталинского призыва» черный и синий, знамена с навершиями или без оных, паровоз дымит или труба чистая, без клубов, сдвиги слов «сталинского» и так далее.

Во время войны качество значка ухудшилось, его стали штамповать единой пластиной, без накладки, вид его стал менее выразительным. Но значок был очень популярным, более рабочим что ли, им гордились по праву и носили и в праздники и в будни, как символ нелегкого транспортного труда. Награждение им, как и «Почетником», продолжалось до 1957 года. В середине войны, а точнее 22 сентября 1943 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР, где говорилось: «В целях поощрения особо отличившихся лиц начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Утвердить для начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта нагрудные знаки: «Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный путеец», «Отличный связист», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный административный работник».

Эта серия из восьми «Отличников» весьма высоко ценилась повсюду на сети дорог. Вручались эти знаки сравнительно недолго: 16 сентября 1957 года Верховный Совет награждение указанными выше знаками отменил - для всех служб ввели единый значок «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта».

Этот «многоцелевой» значок и стали вручать передовым работникам железных дорог - до той поры, когда «соревнование» ушло из нашей жизни вовсе. Но труд-то и традиции транспорта остались! Ветераны-железнодорожники по сей день бережно хранят эти нагрудные знаки как дорогую память, высокую оценку его труда, общественное признание этих заслуг. Время от времени, когда нахлынут воспоминания, они показывают их желающим. И тут уж не удержаться от рассказов о делах, участником которых они были, делах славных, трудных. Честь им и слава, труженикам стальных дорог.

Юлиан Толстов

Категория: Железнодорожники | Добавил: Tolstov (15.05.2016)
Просмотров: 696 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018