Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:11

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Железнодорожники

Первопроходцы: фон Мекк - отец

Сегодня возрождаются на слуху имена крупных промышленников-благотворителей, купцов-меценатов. Но редко, очень редко встретишь упоминание о достойных деятелях российского железнодорожного транспорта. Давайте вспомним одного из них - Карла фон Мекка. По иронии судьбы нам больше известно имя его супруги - Надежды Филаретовны фон Мекк, ставшей покровительницей П.И. Чайковского. А вот в биографии самого Карла Федоровича немало «белых пятен».

В России издавна селилось немало выходцев из германских земел ь. Bот что сообщает об этой фамилии энциклопедическии словарь Брокгауза и Ефрона: фон Мекк - дворянский род, происходящий от силезского канцлера Фридриха фон Мекка (1493 г.). Его потомки переселились в Лифляндию, затем служили в Швеции, при Петре Первом попали в Россию. Род фон Мекков внесен в матрикул Лифляндского дворянства и в родовые книги Смоленской губернии, где они владели землями. Жизненный путь ряда представителей  этой семьи совпал с бурным развитием промышленности и железнодорожного строительства в Российской империи. Будущая транспортная знаменитость - Карл фон Мекк - родился в 1812 году в старинной дворянской русско-лифляндской родовой усадьбе. Наверное, не случайно энергичный и напористый Карл выбрал для продолжения своего образования Петербургский институт  инженеров путей сообщения, который успешно окончил, и в свои 23 года был «удостоен Институтом по экзамену производства в чин поручика».

Молодой поручик получил назначение на государеву службу, в родное транспортное ведомство. Под руководством опытных инженеров путей сообщения он приобрел обширную строительную практику. Аккуратный по природе, Карл Федорович еще более развил свои организаторские задатки. Главный итог этих лет - умение самостоятельно разработать и реализовать конкретный инженерный проект, в том числе и в мостостроении. Знание так называемой черновой работы не раз потом его выручало в частной практике, прокладке железнодорожных линий.

В 1860 году, после 15 лет государственной службы, в чине инженер-подполковника он уходит в частную практику. Первые шаги самостоятельной предпринимательской деятельности Карла Федоровича фон Мекка связаны со строительством линии Москва - Коломна. Он вступил в Общество Саратовской железной дороги, которое брало на себя обязательство построить одноколейную линию до Саратова через Коломну и Рязань. Упоминание о Московско-Саратовской железной дороге здесь не случайно: российский Комитет Министров в 50-x годах прошлого века одной из наиболее необходимых для России дорог признавал направление Москва - Саратов.

К работам на линии повсеместно приступили 11 июня 1860 года, освящение же их последовало 26 июня. С этой даты официально и числят начало строительства линии Москва – Коломна. Праздничное мероприятие проходило не на Каланчевке, а близ деревни Жулебино (ныне платформа Косино). Вот где можно установить памятную веху Московско-Рязанского отделения дороги! Подряд на прокладку полотна, возведение искусственных сооружений получили фон Мекк, Дуров и Садовский. Ежедневно на строительных работах было занято до 4600 человек и 300 лошадей - сила по тем временам внушительная. Трасса росла довольно споро.

Через два года, в июле 1862-го, первый участок до Коломны вошел в строй, но дальнейшие строительные работы были приостановлены, как мы ныне говорим, из-за перерасхода средств. Новый председатель Правления Общества этой дороги П.Г. фон Дервиз  заявил, что в силу значительных затрат и банкротства ряда акционеров, они не смогут вести дорогу до Саратова и просят правительство разрешить ограничиться устройством пути только до Рязани. На таковое отчаянное ходатайство последовало Высочайшее соизволение, и новым Уставом от 8 января 1863 года строительство было ограничено участком до Рязани. Вот при каких обстоятельствах «исчезла» Саратовская дорога и появилась «Рязанка», которая так называлась долгих 30 лет. Когда началось строительство магистрали от Рязани до Казани, то и дорога стала Московско-Казанской, отсюда и вокзал в Москве из Рязанского стал Казанским. На мы забегаем вперед .

... Оценив профессиональную хватку фон Мекка, председатель правления Общества отказался от иных услуг, и оптовый подряд на строительство дороги от Коломны до Рязани за 4,7 миллиона рублей предоставил ему единолично. Тщательно подготовившись, Карл Федорович весной 1863 года приступил к строительству этой линии, и уже 27 августа 1864-го участок Коломна - Рязань был принят, стал приносить прибыль акционерам. Подрядчик тоже не остался внакладе, заработал сотни тысяч. Эти деньги и стали основой финансового благополучия фон Мекка.

20 февраля 1865 года, ранее срока, был сдан мост через Оку у Коломны (проект А.Е. Струве) - первый в России совмещенный мост для железнодорожного и гужевого транспорта, который был очень нужен для города. За досрочную сдачу объекта и тогда платили умельцам премии. В частности, фон Мекк получил дополнительно свыше 40 тысяч рублей. На эти средства он смог приобрести значительное количество акций Рязанской железной дороги и начал играть все более решающую роль в делах компании. Довольно скоро он стал главой правления Общества, и оставался им до самой своей смерти.

Не раз в литературе упоминается, что фон Мекк, дескать, обогатился внезапно, стал миллионером благодаря махинациям. Многим резала слух и приставка «фон»: мол, дворянский отпрыск вряд ли был силен в науках, более преуспевал в интригах, взятках. Наверное, дела велись небезгрешно, как и любые конкретные дела, но разве можно сбрасывать со счетов его достаточно солидные инженерные знания, навыки транспортного строителя, волю и настойчивость организатора производства. Не случайно Московская городская дума привлекала К.Ф. фон Мекка как консультанта при сооружении капитальных металлических мостов через Москву-реку.

Приобретя солидное имя в деловом мире, Карл Федорович  стал получать серьезные предложения. В 1866-1870 годах это - изыскательские работы под Вязьмой на будущей Московско-Смоленской; строительство Рязанско-Козловской и  Курско-Киевской линий.

Имя фон Мекка стало известно и в европейских промышленно-финансовых кругах. В начале 70-х годов, например, развернулась борьба за довольно лакомый кусок - за право строительства важной вывозной магистрали Балтика - Украина, известной в те годы Либаво-Роменской линии. В создании концессии на постройке этой линии фон Мекк выступает как полномочный представитель Гамбургского Северного банка. Последний был признан самым солидным гарантом. 29 июля 1871 года последовала Высочайшая резолюция Александра II  «Исполнить», и фон Мекк добросовестно принялся за уже привычные ему железнодорожно-строительные дела. Получая выгодные контракты и успешно справляясь с их реализацией, Карл Федорович зарекомендовал себя весьма влиятельным и состоятельным предпринимателем. Зная положение дел на дорогах, свой капитал он держал в акциях тех линий, что сам строил, и не прогадал на этом.

В правительстве также было отмечено усердие железнодорожного предпринимателя, принята во внимание польза его деяний. Высочайшим распоряжением Карл Федорович фон Мекк был удостоен чина действительного статского советника. Так «железнодорожник» стал цивильным генералом с правом именоваться ласкающим душу: «Ваше превосходительство».

Будучи человеком обстоятельным и обеспеченным, фон Мекк задумал приобрести собственный дом. После поисков он остановил выбор на солидном здании, расположенном на аристократическом  Рождественском бульваре. Этот дворец ранее принадлежал княгине А.М. Голицыной, затем дворянскому семейству Фонвизиных. Дом под номером 12 был куплен на имя жены Надежды Филаретовны. Его основательно переделали, освежили облицовку, пристроили корпус, и стало в нем 52 прекрасные комнаты. Вскоре он стал известен своей коллекцией картин, старинного фарфора, книг и, что довольно редко, коллекцией роялей - следствие увлечения супруги музыкой.

Немного из истории этого известного дома. Несколько лет спустя после смерти Карла Федоровича, его продали чаеторговцу Губкину, затем там обосновался Дворянский банк. Здание это и ныне неплохо сохранилось. Последние годы там располагалось Министерство рыбного хозяйства СССР, а сегодня реформированная разновидность этой рыбной конторы .

.... Карл Федорович фон Мекк скончался 26 января 1876 года. Большинство газет России откликнулось на смерть крупнейшего железнодорожного строителя. Газета «Биржа» писала: «Миллионы, полученные г. фон Мекк от Рязанско-Козловской дороги, положили начало той железнодорожной горячке, которая несколько лет сряду волновала все общество в России». И многие подчеркнули именно размах транспортного строительства, невиданный всплеск частной инициативы, что были связаны с именем фон Мекка. В итоге выиграла Россия, ее железнодорожный транспорт.

Унаследовав многомиллионное состояние, вдова Надежда Филаретовна повела дела весьма разумно, осмотрительно и экономно. Многое пошло на образование детей и благотворительность; любительница и покровитель искусств, она оказывала поддержку московской консерватории, Русскому музыкальному обществу. Отдельная страница этой ее деятельности - Петр Ильич Чайковский, к которому она относилась тепло и уважительно, в значительной мере ей он обязан материальной свободой, условиями для творчества. Знаменательно, что в знак уважения к Надежде Филаретовне Чайковский посвятил ей Четвертую симфонию. На клавире он написал: «Симфония № 4. Посвящается моему лучшему другу». Известна очень трогательная, долгая переписка Н.Ф. фон Мекк и П.И. Чайковского.

К.Ф. фон Мекк оставил большое потомство - 4 сыновей и 5 дочерей - и колоссальное хозяйство, где главным было «дело Общества Московско-Рязанской дороги». Подлинным наследником и продолжателем начинаний отца стал старший сын Николай. Но о нем разговор особый, в следующем номере.

(Продолжение следует)

 

 

Категория: Железнодорожники | Добавил: Tolstov (25.01.2015)
Просмотров: 434 | Теги: Московско-Казанская железная дорога, Карл фон Мекк | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018