Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:10

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Железнодорожники

Путеец-самородок

История, как и день сегодняшний, не безлика. Каждый, даже небольшой, отрезок времени выдвигает людей, чьи имена остаются не только в памяти современников, но и трудах историков, в данном случае - в летописи железнодорожного транспорта.

Строительство русских железных дорог в середине XIX столетия выдвинуло целую плеяду ярких, деятельных людей. Многие имена до сих пор на слуху, а есть ... Затерялся в истории транспорта и Вячеслав Зиновьевич Воровский (1841-1873 гг.). Большая часть его короткой жизни была посвящена железной дороге. Круглый сирота, в 1858 году он отлично окончил гимназию. Обладая отменной памятью, Вячеслав  мог спокойно запомнить страницы трудного технического или иного текста, за что получил от коллег прозвище "ходячая справочная книга".

После кратковременной военной службы Воровский вышел в отставку и поступил на стройку Варшавской железной дороги чертежником. Не будучи инженером, он уже тогда был в состоянии подготовить планы гражданских построек, которые с небольшими поправками утверждались как вполне профессиональные. Прослужив менее года в Правлении Варшавской дороги, попросился на живую стройку, где, работая десятником, самостоятельно изучил геодезию. В 1862 году Воровский отправился в Санкт-Петербург, где поступил в строительное училище с 4-летним курсом обучения. Уже через два года он сдал экзамены в полном объеме курса и был удостоен звания архитектора. В 1864 году в числе других ему поручили крупные изыскательские работы на будущей Московско-Курской железной дороге. Помимо изысканий, Воровский составил глубоко обоснованную записку об удешевлении железнодорожного строительства и  доказал это на конкретных примерах: англичане за одну версту на Феодосийской железной дороге требовали 120 тыс. рублей, в то время как он брался этот объем выполнить за 40 тыс. рублей и смог убедить в своей правоте такого опытного подрядчика, как П.И.Губонин.

И в истории Москвы Воровский оставил добрую память. Отправляясь с Курского вокзала, первое крупное искусственное сооружение вы встретите буквально через три минуты езды - высокий мост через глубокую речную долину Яузы у Андроникова монастыря. Мост невелик, но исстари на Руси говаривали: мал золотник, да дорог... А замечателен он тем, что долгие годы в России был единственным мостом из камня арочной конструкции. Здесь нет металлических ферм, нагрузку держит свод. Четыре больших полуциркульных арки, кладка из тесаного песчаного камня, частично из бута и кирпича; здесь поступь истории словно замерла, застыла - и сегодня те же классические арки и прочные каменные  устои служат надежно. Воровский и здесь остался верен себе. Согласно смете только на вспомогательные работы на строительстве моста через Яузу, то есть на подмости, кружала, лестницы, выделялось 20 тыс. рублей. Воровский обошелся тратой всего семисот рублей и блестяще справился с задачей.

После открытия в 1867 году первого участка Московско-Курской железной дороги Воровский был удостоен звания инженера, чем обоснованно гордился. После Курской дороги молодой инженер (ему было тогда 26 лет) по приглашению известного подрядчика Губонина участвовал в строительстве мостов Козлово-Воронежской железной дороги. И здесь одной из строек он опять вписал свое имя в анналы транспортных рекордов. На 58-й версте от г.Козлова (Мичуринск), где будущая воронежская линия пересекала реку с нескладным именем Матыра, близ селения Грязи вскоре была  устроена станция второго класса того же наименования. Через эту реку Воровский отважился перекинуть однопролетный мост в 64 метра - для тех дней подобная величина фермы была достаточно серьезной. Более того, на сети дорог в ту пору это был один из самых протяженных железнодорожных мостов без промежугочных опор! Вот насколько интересен и технически значителен был инженерный багаж этого талантливого самородка. П.И.Губонин, понимая, что Воровский в железнодорожном деле находка, пригласил его на строительство Орлово-Витебской дороги и больше из своих цепких рук не выпускал. Затем еще более успешно он работает в 1869 году на Грязе-Царицынской дороге, где одновременно исполнял несколько обязанностей. Работа за десятерых подорвала его здоровье, и когда ему предложили работу по изысканию Уральской железной дороги, болезнь не позволила выехать к месту будущей трассы.

В последние полтора года жизни он почти не вставал с постели, но продолжал работать, в том числе и над пособием "Практические заметки для инженеров", где обобщил свой опыт строителя железных дорог, много внимания уделил встречавшимся неудачам при возведении мостов (слабая защита от ледохода, размыв насыпей паводком или ливнями и т.д.). Ценность этой работы состояла в том, что о промахах говорилось предметно, на опыте той или иной стройки, рассказывалось о ликвидации погрешностей. К сожалению, как сообщали его современники, многое было написано неразборчиво, левой рукой, и для печати оказалось недоработанным. А жаль: записки практика и инженера-аналитика, внимательно вглядывающегося в строительный процесс, выводящего "на солнышко" хитрости недобросовестных "мастеров", были бы весьма полезны и нужны молодым инженерам. Увы, ранняя смерть помешала завершить многое.

Юлиан толстоя, обозреватель "МоЖ"

На снимке: арочный Андрониковский мост через реку Яузу (инженер В.Воровский).

Фото из архива автора

Категория: Железнодорожники | Добавил: Tolstov (26.01.2015)
Просмотров: 509 | Теги: Вячеслав Воровский, Московско-Курская железная дорога | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018