Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 17.12.2018, 23:30

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Железнодорожники

Путеец всея Руси

Почетный член Петербургской академии наук, воспитанник и профессор Института Корпуса инженеров путей сообщения, Павел Петрович Мельников более 50 лет жизни посвятил становлению и развитию железнодорожного транспорта  России. Блестящий эрудит, великолепный знаток своего дела, отличный организатор, он заложил основу железнодорожной сети страны.

Родился П.П.Мельников 22 июля 1804 года в Москве. «Из дворян, крестьян не имею», - так он писал о себе в казенных бумагах. В 1821 году «первым по успехам на выпускных экзаменах» Павел окончил Военно-строительную школу при Институте Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге и был зачислен в институт. Закончив и здесь первым курс, в совершенстве овладев знаниями в области инженерного искусства, П.П.Мельников в 1825 году был оставлен в институте преподавателем прикладной механики. В возрасте 29 лет, в 1833 году, он уже профессор и зав. кафедрой курса прикладной механики. Не ограничиваясь преподавательской работой, ежегодно выезжает на проектно-изыскательские работы.

Павел Петрович Мельников - один из первых в России, кто осознал необходимость сооружения железных дорог в страдавшей от бездорожья стране. И свои мысли, свои лекции, относящиеся к железнодорожному транспорту, ученый опубликовал в 1835 году в книге «О железных дорогах». Эта работа стала первым учебником в институте по новому предмету. В этой книге он изложил свои теоретические исследования о подвижных паровых машинах, сопротивлении движению по рельсам и т. д. В свое время Мельников писал, что это сочинение о железных дорогах - первое об этом предмете на русском языке. А посему он вынужден был придумывать номенклатуру многих технических  терминов, которые и поныне сохранились в практике. Сегодня, например, мы говорим «железная дорога», «разъезд», «стрелка», не подозревая, что эти и другие слова-термины введены в употребление П.П.Мельниковым. Главное управление путей сообщения и публичных зданий издало эту книгу и в своем приказе по ведомству отметило,  что «труд его принесет величайшую пользу молодым инженерам, ознакомив их с одной из важнейших частей строительного искусства».

Знаменательно, что Мельников был первым русским инженером путей сообщения, кто увидел действующие железные дороги. Летом 1837 года он был направлен в длительную поездку по странам Запaднoй Европы для изучения опыта работы. Ему удалось объехать железные дороги Франции, Англии, Бельгии, Германии и Австрии - здесь очень помогло знание трех иностранных языков. Помимо дорог он познакомился с заводами, где строились паровозы, вагоны, прокатывались рельсы, при этом не забывал встречаться и беседовать с деятелями науки и техники. Результатом поездки стал фундаментальный пятитомный отчет об увиденном и познанном.

Через два года ведомство путей сообщения направило П.П.Мельникова и его коллегу по институту, профессора Н.О.Крафта за океан, в Северную Америку для ознакомления с устройством железных дорог в США сроком на 15 месяцев. Результатом этой командировки стали многотомные отчеты, которые, безусловно, сыграли значительную роль при строительстве российских железных дорог. Изучив противоречивый опыт Запада по технике строительства и развитию там железных дорог, Мельников и его соратники сделали основополагающие выводы, которые легли в основу создания русского железнодорожного транспорта, избравшего собственный путь развития. П.П.Мельников считал, что транспорт страны должен развиваться гармонично, включая все его основные виды: водный, безрельсовый, железнодорожный. Важнейшую идею - создание единой сети железных дорог в России - ученый защищал и осуществлял на деле на протяжении всей своей жизни.

Проект строительства глубоко продуманной сети дорог в России вызвал настоящий переполох в Западной Европе. Но дело строительства наших магистралей понастоящему сдвинулось лишь после поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов, когда из-за бездорожья резервы к местам боев шли пешком месяцами, теряя по пути больше половины состава по разным причинам. Известно, что в разгар военных действий, в 1854 году, под руководством Мельникова была спешно создана экспедиция для изыскательских работ по строительству железных дорог. Между тем еще в середине 40-х годов Мельников разработал проект строительства железнодорожной магистрали Москва-Курск-Харьков  с ответвлением на Одессу и в Крым. Неизвестно, каков оказался бы итог Крымской войны, будь этот план претворен в жизнь. "Но, - вспоминал позднее Павел Петрович, - по недостатку доверия тогда в Главном управлении путей сообщения к железнодорожному делу проекту этому не дано было дальнейшего хода». Тогда, в 1854 году, экспедиция П.П.Мельникова выполнила в течение двух с половиной лет колоссальный объем работ: было промерено и пронивелировано около четырех тысяч верст вариантов трассы Москва-Харьков-Феодосия и Харьков-Одесса. Однако было уже поздно: на исход военных действий данные наработки повлиять не смогли. Но в результате этого труда все же был составлен предварительный проект строительства магистралей общей длиной свыше 2300 верст.

Именно этими изысканиями, оконченными в 1857 году, было положено основание южной сети рельсовых путей. Еще до Крымского поражения, в начале 1842 года, Николай I принял решение о строительстве линии Петербург-Москва. Естественно, составление проекта было поручено Мельникову и Крафту, они же и возглавили соответственно Северную и Южную строительные дирекции. Уже тогда П.П.Мельников рассматривал будущую стройку как первое звено «разумно составленной» сети железных дорог. Важнейшим итогом строительства этой первой в стране магистрали стало создание русской школы строителей железных дорог и мостов. Об этом с гордостью писал П.П.Мельников в 1869 году: « ... Работы на Николаевской железной дороге, произведенные весьма добросовестно, образовали всех тех практических строителей, коими исполняются теперь с примечательным успехом и без всякой помощи иностранцев все строящиеся железные дороги в России». Работа Мельникова на постройке магистрали Петербург-Москва была отмечена орденами Станислава и Святой Анны 1-й степени, ему так же присвоили звание генерал-майора. Несмотря на значительные успехи отечественных инженеров путей сообщения, император Александр II продолжал привлекать в Россию иноземных специалистов.

В 1857 году при императорском согласии было создано «Главное общество Российских железных дорог», состоявшее из французских, английских, немецких, голландских и других банкирских домов и предпринимателей. Словом, дело, имевшее огромное государственное значение, было отдано в руки иностранцев. Так, этому Обществу была передана для достройки стратегическая Петербурго- Варшавская дорога и предоставлено право на сооружение новых линий от Москвы до Нижнего Новгорода, в Феодосию и от Орла до портов Прибалтики. Не случайно в России в эти годы, как грибы после летнего дождя, стали возникать частные акционерные общества по строительству железных дорог: в государстве частный сектор на транспорте стал доминирующим. И совсем не случайно в российском транспортном ведомстве в первую очередь был введен пост «Главного инспектора частных железных дорог» - им стал Павел Петрович Мельников, который много внимания уделял выбору основных параметров проектируемых дорог, пытался установить контроль за качеством изысканий и проектирования новых линий. Частные дороги во многом противились этому контролю, и, не желая стать пособником злоупотреблений, через год, в конце 1858 года, Мельников от этой должности отказался, все же успев  немало сделать полезного.

Как член Совета Главного управления путей сообщения Междуведомственного комитета путей сообщения, Мельников опять возвращается к идее создания так называемых «замосковских железных дорог». Назначенный в 1862 году Главноуправляющим путями сообщения, он представляет новый план развития сети главных линий железных дорог европейской части России протяженностью около 4500 верст. В «Журнале главного управления путей сообщения и публичных зданий» в мае 1863 года этот план был опубликован для широкого обсуждения. Глубоко продуманный Мельниковым проект предусматривал сооружение сети железных дорог, соединявших порты Черного и Балтийского морей, а Москву и Петербург - с крупнейшими промышленными центрами страны. Проект дважды рассматривался Советом министров и, наконец, был утвержден 23 апреля 1866 года.

Данный вариант предусматривал строительство сразу 14 железных дорог: Московско-Курской, Курско-Киевской, Киево-Балтийской, Балтийско-Елизаветградской, Елизаветградо-Харьковской, Курско-Харьково-Азовской, Тирасполь-Кишиневской, Поти-Тифлисской, Козлово-Воронежской, Шуйско-Ивановской и Козлово-Тамбовской. Этот куст дорог предполагал значительное развитие внутренних сообщений и вызвал живой интерес широких кругов российской общественности. Важно, что проект поддерживали крупные экономисты, известные промышлнники и военные, близкие к Генеральному штабу. К этому перечню впоследствии добавили еще ряд  дорог. Крупный ученый, П.П.Мельников постоянно выступал за строительство железных дорог государством, ратовал за развитие отечественной металлургической и каменноугольной промышленности. Он предлагал «водворить в России также заводы, которые могли бы из русских металлов и русскими же рабочими специально заниматься изготовлением паровозов, тендеров, вагонов и других механических принадлежностей».

Указом Александра II 15 июня 1865 года Главное управление было преобразовано в Министерство путей сообщения. Выдающийся ученый Павел Петрович Мельников становится первым министром путей сообщения России. За семь лет, в течение которых он возглавлял МПС, было построено около 4700 километров железных дорог, причем большинствo из них имело двухпутное земляное полотно. Кроме высоких организаторских способностей не забудем и другую сторону деятельности Мельникова. Ведь в те годы транспорт еще не имел основополагающих документов для своей работы, которые были бы обязательны для всех дорог страны. Именно Мельников составил и утвердил множество рекомендаций и инструкций, положения которых стали основой нынешнего главного закона транспорта - Правил технической эксплуатации, Инструкции по сигнализации, ряда должностных инструкций. Не случайно многие современники, инженерные круги, не только железнодорожные, высоко оценивали деятельность Павла Петровича на посту МПС. К сожалению, инженер, генерал-лейтенант, почетный академик Мельников, не имея поддержки при дворе, вынужден был в 1869 году подать прошение об отставке «по состоянию здоровья».

Последние годы жизни Павел Петрович прожил на станции Любань Николаевской дороги. Здесь на свои сбережения он построил школу для детей рабочих этой дороги, приют для сирот и богадельню для престарелыx женщин. Умер П.П.Мельников летом 1880 года и по завещанию был похоронен под алтарем церкви, которая была выстроена на ст. Любань в честь окончания сооружения Николаевской дороги. И сегодня, в день 200-летия со дня рождения П.П.Мельникова, труженики отрасли глубоко чтят память великого сына своей страны, отдавшего силы и знания на благо развития и укрепления железнодорожного транспорта России.

Он смело и уверенно смотрел в будущее, видел Россию могучей железнодорожной державой. Следует подчеркнуть, что сегодня в нашей стране во многом воплощено стремление Мельникова к рационально организованной железнодорожной сети, исходящей в первую очередь из нужд и потребностей государства. Ныне научные разработки Мельникова нашли самое широкое применение в жизни отечественного транспорта. Его подход к решению задач, методика исследования проблем железных дорог стали образцом для многих поколений инженеров.

 

 

 

 

Категория: Железнодорожники | Добавил: Tolstov (18.10.2015)
Просмотров: 389 | Теги: П.П.Мельников | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018