Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 10:45

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Железнодорожники

Старейшина русских паровозников

Кто не знает крылатой гоголевской фразы: «И какой же русский не любит быстрой езды?!»

В нашей стране было создано немало серий прекрасных скоростных и мощных паровозов. Большая заслуга здесь принадлежит профессору, крупному  железнодорожному деятелю Николаю Леонидовичу Щукину (1848-1924 гг.). Он автор ряда известных учебников по теоретической механике, солидных монографий по паровозостроению, почетный член Петербургского технологического института и Военно-инженерной академии.

Не менее успешно развивается и его практическая инженерная деятельность. Длительное время (до 1910 г.) Н.Щукин - член Инженерного совета МПС и 20 лет (1902-1922 гг.) - председатель комитета подвижного состава и тяги при Инженерном совете МПС, затем Техническом комитете НКПС. С января 1910-го по апрель 1916 г. - товарищ (заместитель) министра путей сообщения. По проекту и под руководством Н.Щукина с 1892 года на Александровском механическом заводе Николаевской дороги приступили к производству скоростного локомотива серии Н(1-3-0), с нагрузкой на ось 14-16 т, вместо имевшихся пассажирских паровозов с нагрузкой 12,5 т. Перед бесчисленными локомотивами старых серий превосходство локомотива Н (по квалификации МПС - нормальный тип паровоза) было несомненным, он свободно разгонялся до 115. км/ч! Неспроста именно эти паровозы двойной тягой водили царский поезд. Эти машины Щукина стали самыми массовыми пассажирскими паровозами дореволюционной России - их выпустили около тысячи единиц 14 модификаций.

С именем инженера Щукина связано и создание известного товарного паровоза типа 1-4-0 серии Щ, в народе его звали добродушно «щукой». История возникновения его такова. Возросшая в 1905 году потребность в грузовых перевозках требовала введения на сети казенных железных дорог мощных товарных паровозов. Поэтому министр путей сообщения К.Немешаев поручил профессору Щукину дать свои предложения. В результате непростых поисков и работы ряда комиссий на Харьковском паровозостроительном заводе под руководством А.Раевского в 1906 году был построен паровоз Щ, максимальную скорость ему установили 65 км/ч.

Паровозы серии Щ выпускались всеми заводами, входившими в Русское паровозостроительное общество. Эти трудяги надежно работали на многих грузонапряженных линиях до появления более сильных машин. Даже на 1 января 1940 года «щуки» успешно трудились на 24 из существовавших тогда 43 железных дорогах.

Помимо этого, Н.Щукин разработал план строительства по всей сети железных дорог паровозоремонтных заводов, где не только производился бы капитальный ремонт, но и изготовляли запасные части и весь паровозный инструмент. Многое для развития железных дорог России сделала возглавляемая им Комиссия подвижного состава и тяги - ее чаще так и называли «Щукинская комиссия». После революции Николай Леонидович Щукин активно помогал восстановлению транспорта. Уже в 1918 году он возглавил Высший технический совет при НКПС, в 1919-м был избран почетным председателем Технического комитета и назначен членом совета его. Позже, когда был создан Научно-технический комитет НКПС, он до последних дней жизни активно работал в нем.

Юлиан ТОЛСТОВ

Категория: Железнодорожники | Добавил: Tolstov (24.01.2016)
Просмотров: 256 | Теги: Н.Щукин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018