Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 16.10.2018, 16:11

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Железнодорожники

Стипендия имени первого министра

В 1994 году коллегия МПС учредила стипендии Министерства путей сообщения для студентов и аспирантов учебных заведений отрасли. Не надо объяснять, как важна и необходима всем нам, отрасли и государству, подобная поддержка студенчества. Во многих высших учебных заведениях издавна существует добрая традиция учреждения стипендий от лица государства, фонда или иных источников, которые охотно поддерживают талантливую молодежь, помогают уверенно встать на ноги и послужить во славу Отчизны. 

Например, еще в Императорском институте путей сообщения в Петербурге, помимо государственных, существовало еще 22 стипендии. Среди них особо выделяется стипендия имени П.П.Мельникова.

Все мы знаем и бережно храним память о славных и масштабных делах Павла Петровича Мельникова – первого министра путей сообщения, о его заслугах в развитии отечественного железнодорожного транспорта. Но сегодня имя П.П.Мельникова вспоминается и по другому поводу. В Центральном государственном историческом архиве города Москвы найдены и обнародованы интересные старинные документы: «Об учреждении стипендии при Институте Путей Сообщения под именем Инженер-Генерала Павла Петровича Мельникова». Сохранилось несколько подлинных рукописей и ранее неизвестных материалов, рассказывающих потомкам о том, как именно воплощалась в жизнь идея учреждения этой престижной впоследствии стипендии.

Итак, сначала мы находим докладную записку инженера путей сообщения генерал-майора В.С.Семичева тогдашнему министру путей сообщения графу В.А.Бобринскому. Известно, что Семичев много и плодотворно работал с Мельниковым еще на строительстве Николаевской дороги, знал его лично и пользовался его уважением как «инженер-трудяга». Из этой докладной записки становится известно, что высочайшим положением о постройке Московско-Курской железной дороги участникам строительства была назначена премия в размере 10 процентов от сметной стоимости. Эти немалые деньги первоначально предполагалось разделить между служащими по представлению начальника работ. По приблизительным расчетам, эта сумма составляла более двух миллионов рублей. Огромные по тем временам деньги. Даже если на всех служащих делить – выходило изрядно. Однако генерал-майор Семичев предлагает министру не делить все эти деньги, а «обратить часть их в неприкосновенный капитал, проценты с которого употреблялись бы на стипендию при Институте Путей Сообщения имени бывшего Министра Путей Сообщения Павла Петровича Мельникова». 

Далее автор записки пишет: «Имею честь покорнейше просить ходатайства Вашего Сиятельства о Высочайшем соизволении на учреждение этой стипендии. При сем представляются подписи лиц, состоящих в настоящее время налицо в Управлении Московско-Курской железной дороги». А вот и письмо, написанное самим П.П.Мельниковым и адресованное В.С.Семичеву.

Начато оно по канонам тех дней: «Милостивый Государь Василий Степанович. В ответ на письмо Ваше от 24 мая, полученное мною 7-го сего июня, в котором Вы сообщаете о решении Вашем и наших сослуживцев по устройству Московско-Курской железной дороги ходатайствовать перед Министром Путей Сообщения об отчислении из причитающегося Вам ... капитала, на проценты коего могла бы быть установлена в институте стипендия моего имени, прошу принять лично и передать нашим любезным сослуживцам искреннее выражение моей душевной признательности – верьте, что я высоко ценю такое доказательство добрых чувств от людей, которых привык любить и ценить, с которыми мне приятно было трудиться и добиваться дела с неизменной пользой и относительно которых моя жизнь одно только... (к сожалению, последняя строка так и не прочитана, буквы совершенно неразборчивы).
7 июня. Станция Любань.
Примите и пр.
П.Мельников».

Эта станция указана здесь не случайно. Мельников жил уже не в столице. После отставки он поселился в Любани, на станции С.-Петербурго-Московской железной дороги, которую когда-то строил, где и был похоронен в 1880 году. Небольшую эту архивную подборку замыкает официальный документ. Это уже финал представленной здесь переписки, причем финал благополучный. Это предписание Департамента железных дорог, где сообщалось о том, что Государь горячо одобрил инициативу инженеров-путейцев. Вот так, с Высочайшего соизволения и утвердилась стипендия имени П.П.Мельникова еще в далеком 1869 году. 

Категория: Железнодорожники | Добавил: Tolstov (02.01.2014)
Просмотров: 598 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018