Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:10

Главная » Статьи » Статьи по истории железных дорог России » Железнодорожные мосты

Самый чугунный из мостов

Низменное, ровное, как стол, Замоскворечье в паводки часто заливалось водой. Не избежала этой участи и одна из главных улиц Замоскворечья -Пятницкая. Чтобы спасаться от ежегодной беды, в конце ХVIII века и прорыли по старице Москвы-реки Водоотводный канал, который обязан был принимать излишки весенних вод. Именно о нем так пренебрежительно упоминает М. Ю. Лермонтов в поэме «Сашка»:

«На Пятницкой, у самого канала,

 Заросшего негодною травой ... »

И «открывал» эту самую Пятницкую перекинутый через канал немудрящий Высокопятницкий мост. Едва справляясь с возросшим объемом гужевых перевозок, мост стал к началу третьего десятилетия позапрошлого века заметно сдавать. И взамен его в 1835 году поставили один из са-мых оригинальных по тем временам мостов столицы.

Император Николай Павлович благоволил к инженерии, а также всячески поощрял неординарные строительные решения. Ведь именно ему Россия обязана появлением крупнейшей по тем временам в Европе двухпутной железнодорожной  магистрали Москва-Санкт- Петербург ...

Новый мост на Балчуге, построенный по проекту инженера де Витта, был однопролетным, в 19 сажен (чугь больше 40 метров), и состоял из трех продольных массивных арочных чугунных ферм, к которым было подвешено мостовое полотно. К удивлению видавших виды москвичей, у моста не было промежуточных опор, а центральная арка разделяла полосы движения, что в те времена было делом удивительным.

Замоскворецкий новосел был очень наряден: арки украшал литой орнамент, а орлы с распростертыми крыльями и вензелем императора производили неизгладимое впечатление на обывателей. Массивные фонари (по три с каждой стороны) освещали проезд в темное время суток. Примечательной была тут и мостовая: деревянная, торцовая, как в давние-давние времена. На старой гравюре хорошо видны особенности конструкции моста, а также часть Пятницкой улицы.

На диковинный мост приходили специально посмотреть и москвичи, и приезжие. Дивились материалу, изяществу деталей, смелости конструкции... После сооружения нового моста даже купцы на Пятницкой заторговали веселее: зеваки заходили в лавки, делали покупки, чаевничали и обедали в трактирах ...

У нового моста оказался только один, причем весьма специфический недостаток. Оказалось, что низко расположенные арочные связки между фермами не давали проехать высоким погребальным колесницам, увенчанным пышным балдахином. Зато любые возы (даже с сеном или дровами) проходили спокойно.

Свою службу Чугунный мост более полувека нес вполне исправно. Но ничто не вечно под луной, и в 1888 году Чугунный уступил место своему младшему собрату. А чугунные арки продали на вес, как металлолом.

У новичка чугунными остались только перила, но имя он принял «по наследству». И по сию пору табличка, укрепленная при въезде на мост, рассказывает о том, чего давно уже нет на самом деле: об однопролетном мосте через Водоотводный канал, сделанном из «чистого чугуна» ...

Юлиан Толстов

 

Категория: Железнодорожные мосты | Добавил: Tolstov (10.01.2015)
Просмотров: 322 | Теги: Чугунный мост, Водоотводный канал | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018