Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.11.2018, 01:49

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Теленок следует в пассажирском

Как все-таки интересно читать старые газеты, ощущать особенности той жизни, удивляться новостям,  что были важны для прежнего читателя, гордиться меткостью и крепостью слога русского языка. Передо мной знакомый уже читателю "Листок объявлений" 1877 года - "прапрадедушка" "МоЖ".

 Как железнодорожника,  меня, естественно, интересовало, а что же возили 120 лет тому назад по частным и казенным линиям, что нужно было тогда людям за столом и в обиходе? Чтение ежемесячных сводок товаров не раз удивляло.

 Многие дороги, чтобы привлечь клиента, шли на различные льготы и послабления - только плати и не ходи к конкуренту. Так, в пассажирскин поездах, помимо посылок, стали перевозить и так называемые поштучные предметы. Более того, в объявленном перечне появилась и домашняя живность. Плата за них устанавливалась: "За телят и свиней по 1,5 коп. с головы, 2 - за собак, овец и ягнят по 1 коп. с головы и с версты".

Прикинем, во что это обходилось: с головы скотины 1 коп. и плюс 600 коп. "за поверстные" (расстояние между Петербургом и Москвой  600 верст). Выходит, не так дешево, но за любимого теляти или кудрявую овечку можно и выложить, тем более, что они едут рядом, их можно получить сразу на вокзале.

Если же серьезно, то, конечно, в первую очередь возили зерно - это главный российский хлебный груз. Прежними правилами помимо зерна к хлебным грузам относили: горох, гречиху, чечевицу, овес, фасоль, просо, кукурузу и муку из этих продуктов. Перевозили и масличные семена, коих, оказывается, было множество. Посудите сами. Из разных краев обширной Росси везли семя горчичное, кунжутное, канареечное, конопляное, льняное, маковое, подсолнечное, рапсовое, сурепное. И тут же упоминается семя повилики, люцина , (в народе это «волчьи бобы»), вики. Ныне просто не сообразишь, куда какое шло и на какую надобность годилось.

Кстати, дороги всегда были заинтересованы возить груз повагонно: будь то лошади (8 ед.) или грибы свежие. Просто диву даешься, когда пишут об отправке свежих грибов не лукошками, не решетом, а вагоном - как же щедра была земля русская! Везли сундуки и водку сортовую, подковы конские и горшки чугунные, холст грубый и камень рубленый, щепной товар и сита. Перечень ныне забытых товаров нескончаем.

 Однако Русь была не только лапотной, имела и промышленность на уровне, гордилась предприятиями, металлургией. Вот, к примеру, какую грузили медь. Весовщики на станциях размечали медь красную и желтую "не в деле, в кругах, штыках, листах, свертках, слитках, свинках" - вот ведь как одну от другой отличали.

Прочитаешь раз-другой эти старые пожелтевшие страницы и вроде разбираться станешь, насколько губительны для хозяйства и транспорта страны любого рода политические перевороты.

Читал про стародавние грузы Юлиан ТОЛСТОВ, наш внешт. корр.

 

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (24.01.2016)
Просмотров: 322 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018