Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 10:27

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Вишневый сад трех сестер

Представьте, что вы держите карту Московско-Киево-Воронежской железной дороги издания 1900 года. На всем расстоянии в 70 километров участка Москва-Нара числилось только три станции: Внуково, Апрелевка и ... Нара. «Между станциями, - как указывалось в пояснительной записке к проекту дороги, - будут устроены разъезды, которые при эксплуатации, несомненно, будут превращаемы в дачные платформы. Местность там, в основном, лесистая, очень удобная для дачной жизни». Вот и все объяснение к карте.

Станции Нара, названной в честь протекающей вблизи речки, сразу предсказывалось большое будущее, так как она располагалась у старинного зажиточного торгового села - Нары Фоминские. Да-да, так и называлось. Отрезок дороги Москва-Нара на служебных картах отмечался как «Первый московский участок». Руководил его постройкой и нес  ответственность за все недоделки инженер путей сообщения Н.Б.Ляпунов, специалист, имевший имя на транспорте.

Дорога была построена одноколейной. Но было предусмотрено: «пути и постройки на станциях должны быть расположены с таким соображением, чтобы впоследствии не встретить затруднений к расширению станций». Разумно? Конечно.

Пассажирское здание на станции Нара было поставлено ниже полотна и соединялось с перроном лестницей, что доставляло массу неудобств. Само здание вокзала было деревянным и сравнительно небольшим - 90 квадратных метров. По положению тех лет, независимо от размера здания «наружные стены деревянных пассажирских зданиии жилых помещений рубятся из пятивершкового леса и должны быть обшиты тесом и окрашены». Вершок равен 4,5 сантиметра - отсюда нужное нам бревно имело диаметр 22,5 сантиметра. Вот что значит: страна богата лесом. Здание старого вокзала не сохранилось по обстоятельствам военного времени.

Еще штрих тех дней. Первоначально здесь наибольшее внимание уделялось грузовому движению, поэтому просьбы частных перевозчиков старались удовлетворить. Именно здесь чуть ли не впервые в России специально оборудовали четыре вагона для перевозки живых кур с поилками и лотками с кормом.

Товарные поезда тогда в пути обязательно сопровождали два смазчика (при составе З5 вагонов) и главный кондуктор. Позднее на дорогах СССР вместо смазчиков ездили поездные вагонные мастера (ПВМ), которые имели соответствующую техническую подготовку и были вправе отцепить в пути вагон по неисправности.

Линия Москва-Нара была электрифицирована в 1959 году.

А теперь обратимся к истории этого уголка Подмосковья. Еще в духовной грамоте Ивана Калиты в 1ЗЗ6 году упомянута волость Фоминьское и село Нарьское (1401 г.). B XIX веке уже официально употребляется сдвоенное название: село Наро-Фоминское. Долго шли споры, какое название правильное. В документах писали: село Наро-Фоминское, а станция Нара-Фоминская. Этот казус в 1912 году. стал предметом рассмотрения на губернском уровне совместно с лингвистами и историками, ибо многие утверждали,  что слово «Наро» в названии реки более старое.

Во время войны с Наполеоном в 1812 году в районе нынешнего Наро-Фоминска шли ожесточенные бои. У  села Тарутино, к юга-востоку, армия Кутузова заняла выгодную оборонительную позицию, преграждавшую Наполеону путь к спасению. После Тарутина французская армия отступала через Фоминское, а ее полководец останавливался на ночлег в старенькой церквушке на краю села. Художник В.В.Верещагин, работая над картинами об этой войне, специально посетил храм, где написал несколько этюдов к картине «На этапе. Дурные вести из Франции».

С Наро-Фоминском связаны имена многих деятелей российской культуры. В бывшей усадьбе Якунчиковых, от которой сохранился двухэтажный дом, в 1901 и 1903 годах гостил А.П.Чехов. 3десь он работал над «Тремя сестрами» и «Вишневым садом». В этой богатой усадьбе гостили К.С.Станиславский и группа артистов МХАТа , готовясь к постановкам этих пьес. Часто гостил и много работал здесь художник Игорь Грабарь, создав впечатляющую картину «Индустриальный пейзаж», связанную с железной дорогой. В окрестностях располагалась усадьба князя Щербатова, чей сын Сергей, молодой художник, много и успешно трудился над росписями Казанского вокзала. Перед самой революцией он закончил громадную работу для вокзала, которая была высоко оценена специалистами, но семье князя пришлось покинуть Россию, и эта, так и не воплощенная, работа погибла.

В 1926 году рабочий поселок Наро-Фоминск получил статус города. При определении состава города в него включили село Наро-Фоминское, Мальково и территорию Наро-Фоминской текстильной фабрики. В 1941 году Наро-Фоминск оказался в центре удара сил противника. Немцы вышли к городу 21 октября со стороны Балабанова. На 66 дней он оказался фронтовым: 1-я гвардейская Московская мотострелковая дивизия полковника А.ИЛизюкова закрепилась на восточном берегу Нары, западный был в руках противника. Немало подвигов совершено нашими бойцами в эти дни. Наро-Фоминск освободили 26 декабря 1941 года. Ко Дню Победы, 9 мая 1973 года, в юго-западной части города на берегу Нары был открыт мемориальный комплекс защитникам Наро-Фоминска.

В послевоенные годы город развивался как центр текстильного производства. Здесь впервые в стране был начат выпуск штапельного полотна, тканей из капрона и лавсана.

Юлиан ТОЛСТОВ.

историк -архивист

 


 

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (28.05.2015)
Просмотров: 378 | Теги: Наро-Фоминск | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018