Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2018, 10:44

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Все служащие должны быть знакомы с порученным им делом...

Как уже известно читателям, первая газета МЖД, предшественница «МоЖ», выходила с 1877 года и именовалась «Листок объявлений железных дорог III группы». Обычно каждый номер начинался публикацией правительственных распоряжений. После царских в газете печатались распоряжения МПС. Например, относящиеся к кадровым вопросам: кого-то утверждали, другого увольняли на основании Высочайшего Повеления,третьего переводили - обычная рутина. Но вот одна строка задержала взгляд: приказ по МПС от «января 5-го 1877 г.

...Утвердить исправляющим должность управляющего Киево-Брестской железной дорогой инженер-коллежского секретаря Бородина». Это был будущий наш известный ученый-паровозник! Совсем недавно, в 1995 году, коллегия МПС  учредила награждение за крупные научные достижения на транспорте - медалью А.П. Бородина. Подобная практика награждения на транспорте введена впервые.

Газета не раз и не два помещала обширные материалы о деятельности МПС. Вспомним, что и самому-то министерству лет было немного: оно учреждено в 1865 году. Так что процесс  становления незыблемых железнодорожных правил и норм только-только набирал пары. Дело это было весьма не легкое: все надо было стандартизировать, приводить к единому знаменателю, что в условиях множества частных дорог шло со скрипом. Однако МПС линию выдерживало твердо. Вот некоторые такие шаги.

В феврале 1877 года Технико-Инспекторский комитет МПС сообщает обязательные таблицы расчета числа тормозов, особенно для уклонов. Документ очень конкретный и важный, ведь тормоза - это безопасность движения. Этот же комитет МПС сообщает, что на основании исследований установлено: не все люди различают природные краски. «Лица, не различающие цвета железнодорожных сигналов, и в особенности красного, не могут быть допускаемы на службу по линиям железных дорог. Вот, оказывается, когда еще заговорили о запрете на профессию транспортника для дальтоников.

Подчеркивая важность «безопасного движения по железным дорогам, открытым для общественного пользования», МПС жестко требовало, чтобы «все служащие по движению были вполне благонадежны, знакомы с поручаемым им делом и не имеющие телесных недостатков, мешающих им успешно отправлять свои обязанности. Начальник станции, обер-кондуктор и кондуктора должны быть совершеннолетние (не менее 21 года)...».

Вообще же своими кадрами, их обязанностями МПС занималось особенно тщательно. Любопытный документ напечатан на страницах газеты за 1880 год. Приводим его в сокращении: «Во исполнение Высочайшего утверждения, Министерство Путей Сообщения составило «Расписание должностей тех из служащих при железных дорогах, которые ввиду возложенных на них обязанностей не могут быть непосредственно вызываемы к следствию и суду, с указанием тех железнодорожных начальств, через посредство коих означенные лица должны быть вызываемы». Таких должностных лиц, которых можно было вызвать только через управляющего железной дорогой, МПС выделило 19 - начальник станции и его помощник, телеграфист и начальник депо, составитель поездов и стрелочник, машинист и кочегар, кондуктор и смазчик. Эти и некоторые другие практические работники должны работать особенно спокойно и поддерживать соответствующий ритм движения на своих участках.

В ту далекую пору министру было даровано императором еще одно редкое право - менять по своему усмотрению названия станций. Примеров в газете можно встретить предостаточно. Сейчас сие принадлежит исключительно местным органам власти, и только им.

А тогда было так: 25 сентября 1877 года Управление Ряжско-Вяземской железной дороги объявляет: «Господин Министр Путей Сообщения разрешил переименовать станцию «Хрущево» в станцию «Узловая». Она и сейчас Узловая. И как только в дни Никиты Сергеевича не вернули снова «Хрущево»?

 С января 1882 года с разрешения МПС станция Будановка на перегоне Курск - Орел стала Коренная пустынь, но в 1922 году Пустынь переименована в Свободу и до сих пор так называется.

Особое внимание читателя хотелось 6ы привлечь к документу 1877 года, значение которого десятилетиями положительно сказывалось на многих сторонах промышленном развития. Вот суть этого важнейшего рескрипта: «О мерах к упрочению в России внутреннего производства паровозов и вообще железнодорожного подвижного состава». По представлению Министра Финансов в Комитет Министров, Государь Император 28 января сего года Высочайше повелеть соизволил:

«В Уставы вновь разрешаемых Обществ включать условия: а) о6 обязательном приобретении в России всего грузового вагонного подвижного состава, а также пассажирских вагонов I-III классов, как для первоначального обзаведения дороги, так и во время ее эксплуатации и б) об обязательном приобретении в России всех паровозов. За паровозы, изготовляемые русскими заводами по частным железнодорожных Обществ заказам будут выдавать из Государственного Казначейства премию...».

Документ этот завершился пунктом о повышении пошлины на иностранные паровозы и тендеры. Это была мудрая, дальновидная политика заботы о собственной промышленности. Благодаря подобной тактике российские инженеры создали отличные серии грузовых и пассажирских локомотивов, чем по праву гордилась страна. Ветераны-железнодорожники помнят, что даже в годы Великой Отечественной войны старички-трудяги отечественные паровозы с натугой, но сдюжили столько, сколько теоретически просто не могли!

Юлиан ТОЛСТОВ

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (28.11.2015)
Просмотров: 216 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018