Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.01.2019, 22:03

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Второе пришествие императрицы

Визитной карточкой Москвы принято считать памятник А.С. Пушкину. Наверняка многие припомнят, что создал его известный скульптор Александр Опекушин. Но мало кто ныне ведает, что этот замечательный мастер для Московской городской думы (в советское время в этом здании размещался музей Ленина) создал когда-то единственный в столице памятник Екатерине Великой

Удивительно драматична судьба этой опекушинской работы . После 1917 г. памятник исчез, и следы его были потеряны. Казалось, целая страница российского изобразительного искусства навсегда стерта. .

Но вначале о хорошем. 6 ноября далекого 1896 г., в день столетия со дня кончины императрицы Екатерины II , в Большом зале Московской городской думы бы торжественно открыт памятник великой государыне. Именно Екатерина «в заботах своих об устройстве государства, даровала первое Городское Положение. И тем положила начало в России городовому самоуправлению», в том числе и появлению в XIX в. Московской городской думы. Николай Александрович Алексеев, будучи городским головой, в начале 1890-х годов внес предложение в благодарность за этот государственный акт установить в новом здании Московской думы памятник деятельной императрице. По имевшимся тогда правилам на это требовалось согласие государя. Довольно скоро Александр III высочайше одобрил «приговор» гласных Думы. По рекомендации все того же неугомонного Н. А. Алексеева выполнение почетного заказа , было поручено академику Александру Михайловичу Опекушину. По просьбе Думы известный предприниматель и знаток искусств Савва Иванович Мамонтов постоянно бывал в мастерской Опекушина и содействовал, чем мог, исполнению заказа. Аккуратный Савва Иванович регулярно письменно информировал Думу о том, что «Moдель прекрасна в общем виде и в деталях» и что он восхищен мастерством ваятеля. И вот скульптура завершена и установлена в Большом зале Думы «против средней ниши».

Открытию памятника предшествовала панихида по императрице, которую совершил преосвященный Тихон, епископ Можайский, при пении синодального хора в траурных кафтанах. При этом присутствовали московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович с супругой, автор работы академик А.М. Опекушин и многочисленные почетные гости.

Когда спала белая пелена, все взоры обратились к мраморному изваянию. По общему мнению, памятник был прекрасен. Императрица изображена во весь рост, в порфире, в ленте Андрея Первозванного и с цепью этого ордена, голова увенчана малой короной. В правой руке у нее - золоченый скипетр, а левой она как бы отбрасывает порфиру назад. Екатерина II представлена в возрасте  45 - 50 лет - спокойное, умное, чуть ироничное лицо. Скульптура высечена из каррарского мрамора (Высота ее -  2,6 м) и установлена на пьедестале, который, в свою очередь покоится на ступенях из серого гранита. На пьедестале помещен золоченый картуш с вензелем Императрицы. А сзади памятника, постене, разместили пышную драпировку, образовавшую как бы сень, увенчанную золотой короной.

Городской голова Константин Рукавишников, приблизившись к скульптуре, произнес краткую речь, которую закончил так: «Да вызывает же изображение это здесь, в зале Городской думы, во всех будущих поколениях работников на пользу города Москвы всегда чувства благоговения и признательности к Великой Екатерине». После этого к скульптуре был возложен нарядный лавровый венок от Москвы.

Статуей Екатерины в основном любовались гласные, то есть депутаты Думы, городские чиновники, приглашенные на заседания промышленники, купцы, деловые люди. Интеллигенция, студенчество, учащиеся, простой народ, тем более приезжие, в Главный зал Думы почти не попадали и скульптуру не видели. К сожалению, красочные иллюстрации или почтовые открытки с новым московским памятником так и не появились. Посему молва об этой царственной фигуре быстро утихла.

После октябрьских дней, как известно, новой властью был принят декрет «О снятии московских памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг». Редкостную скульптуру низвергли и ... вскоре ее следы потерялись. Дальнейшие годы не смогли прояснить судьбу императрицы. Советской властью академик А.М. Опекушин был объявлен чуть ли не монархистом,а искусствоведы просто не упоминали эту его работу.

Через какое-то время положение дел несколько прояснил бывший тогда в большом фаворе скульптор Сергеи Меркуров - тот самый, что снимал посмертную маску с В.И. Ленина, изваял множество сталинских монументов. Уже тяжело больной Меркуров в 50-х годах прошлого века показывал знакомым в своей мастерской в Измайлове эту статую. Как художник, скульптор он высоко ценил мраморную Екатерину, обращая внимание собеседников на благородство линий и величавость скульптуры. Утверждают, что власти давно отдали ему прекрасную работу Опекушина для использования в качестве обычного исходного материала ..

По другой версии памятник долгие годы находился в запасниках Музея изящных искусств. Как бы то ни было, но перед смертью С.Д. Меркуров (где-то в 1952 г.), желая уберечь статую, каким-то невероятным образом сумел переправить этот тяжеленный груз своим друзьям, подальше от беды, в ... Ереван. По тем суровым временам это был мужественный поступок.

Но вот в стране наступили перемены, когда, казалось, совсем не до искусства. О скульптуре Опекушина, о ее поисках и не помышляли. Но такие произведения бесследно не исчезают - это достояние страны. И вот новость, да еще какая. Сенсацией стали в 1994 г. слова Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Армении Владимира Ступина: статуя находится в Ереване, в Национальном музее.

Между властями Москвы и Еревана была достигнута договоренность о передаче статуи Москве. Переговоры велись с  мэрией армянской столицы, дирекцией Национального музея, представителями Министерства культуры Армении и российским посольством в этой стране. Прибывшая в Ереван рабочая группа правитвльства Москвы, специалисты-реставраторы осмотрели памятник и пришли к выводу, что разрушений, препятствующих его перевозке в Москву, не имеется. Более чем полувековое хранение в южном климате никак на сохранность не повлияло. Сразу встал вопрос о перевозке. Естественно, что хрупкость мрамора и солидный вес статуи (около 3,5 тонны) при размере (260х105х108 см) создают при транспортировке немалые сложности. Посему подготовка велась самая тщательная, с собпюдением всех мер предосторожности. Здесь была и высококачественная упаковка, и особый изолирующий материал, и соответствующая квалификация исполнителей .

Железнодорожного сообщения между Москвой и Ереваном сейчас нет. Екатерину Великую со всеми почестями З0 сентября neреправили в Москву самолетом МЧС. Ее уложили в специальный ящик-саркофаг, устланныЙ сухим просеянным песком и тщательно закрепили в грузовом отсеке авиалайнера.

28 ноября 2003 г. исполняется 165лет со дня рождения А.М. Опекушина. Хорошо, если бы к этим дням скульптура вернулась в Москву и реставраторы из Третьяковской галереи смогли бы заняться ею вплотную. Им предстоит восстановить некоторые утраченные детали, поработать над повреждениями. В современном здании Московской городской думы на Петровке, 22 памятник не может быть установлен по техническим причинам (слишком тяжел), поэтому новое место для него столичный парламент подыщет позднее.

Юлиан Толстов

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (07.02.2014)
Просмотров: 573 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2019