Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2018, 13:10

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

За доблесть в труде

В Музее современной истории (бывш.революции) бережно хранится серебряный знак «Почетному железнодорожнику» № 1, что ранее принадлежал Семену Васильевичу Кутафину. Диспетчер Грозненского отделения Северо-Кавказской, Кутафин прославился тем, что почти в два раза ускорил продвижение сборных поездов на своем участке - тогда это было равносильно настоящей революции в организации движения грузовых поездов. В 30-х годах метод С.Кутафина активно и действенно применялся на многих дорогах страны, помогая совершенствовать, улучшать перевозочный процесс.

Знаку «Почетному железнодорожнику» скоро 65 лет! Это высшая награда отрасли, о ней мечтают работающие на транспорте, ею гордятся награжденные и члены их семей. Какова же история этой транспортной награды?

В середине 20-х годов железнодорожный транспорт в значительной мере преодолел последствия разрухи гражданской войны. Повсеместно наращивался объем перевозок, снижалась их себестоимость, изыскивались резервы для бесперебойного обеспечения нужд народного хозяйства.

На многих дорогах, отдельных предприятиях транспорта появились - по обычаю тех дней - свои, местные наградные значки как одна из форм поощрения трудового соперничества. То были, например, значки «Новатору производства», «Лучшему производственнику», «Примерному ударнику» завода, депо, округа путей сообщения.

Но в итоге подобной самодеятельности вышло так, что именно железнодорожный транспорт имел широчайшую палитру своеобразных наград. В начале 30-х гг., озабоченная этим неуправляемым потоком значков, верховная власть издает инструкцию, которой воспрещает «ношение нагрудных значков, не утвержденных Президиумом Централього исполнительного комитета Союза ССР». Одновременно по инициативе ЦК профсоюза железнодорожников был поднят вопрос о едином наградном знаке как действенной форме поощрения транспортников. В немалой степени этому содействовали начавшиеся в стране общесетевые конкурсы по труду.  

В частности, постановлением СНК СССР в феврале 1931 года была отменена обезличенная езда. За каждым локомотивом теперь закреплялись две постоянные бригады, которые несли полную ответственность за содержание своего паровоза. Газеты «Правда», «Гудок», НКПС и ЦК профсоюза железнодорожников впервые в такой вот связке организовали всесоюзное соревнование, или, как тогда его назвали, конкурс спаренных паровозных бригад. Проходил он под лозунгом борьбы за высокую квалификацию паровозников, лучшее использование локомотива, за безопасность движения. Конкурс этот имел огромный резонанс в стране и вылился в широкое соревнование практически всех служб транспорта. Именно в ходе соревнования спаренных паровозных бригад родилась одна из первых железнодорожных наград - значок «Лучшему машинисту СССР».

«Машинистам, - писал «Гудок» 16 февраля 1932 года, - получившим первые премии, будут выданы специальные нагрудные жетоны-значки «Лучшему машинисту СССР». Все премированные машинисты получат грамоты на звание лучшего машиниста». Всего в 1931 - 1933 годах на транспорте прошло три таких всесоюзных конкурса. Это мероприятие оказалось одним из наиболее результативных: четкая и толковая организация, по-деловому разработаны условия. Ежемесячно печатались списки и фотографии лучших, обстоятельно говорилось, как и за счет чего улучшилось дело. Словом, вся сеть могла убедиться, что победили лучшие из лучших. Значок «Лучшему машинисту СССР» в стране получили около трехсот наиболее отличившихся паровозников. Награда эта весьма редка и почетна.

Рисунок этого знака: по кругу шестеренки идет массивный текст «Лучшему машинисту СССР», ниже мелко «Правда», НКПС, ЦК ЖД, «Гудок». Всю композицию замыкает паровоз непонятно какой конструкции со шлейфом дыма.

Перед  железнодорожниками в те годы была поставлена особенно серьезная и трудная задача « ... быстрее перестроить организационно, технически транспорт для возросших нужд народного хозяйства» ... Именно тогда все настойчивее стала звучать мысль, что ударный труд следует непременно стимулировать своей, специально введенной транспортной наградой. В мае 1933 года вопрос о такой нагpaдe рассматривался в ЦИК СССР, который и дал НКПС соответствующее поручение.

Через год, в апреле 1934-го, комиссия президиума ЦИК утвердила образец знака и 17 мая того же года нарком А.Андреев подписал «Положение о почетном знаке железнодорожника, награждение которым происходит и в наши дни. В «Положении» подробно перечислено, за что выдается этот знак, и указано, что носится он на левой стороне груди, рядом с правительственными наградами. Вот какое ему придавалось значение, и  лишь позднее знак стали носить на правой стороне.

Вот еще деталь того времени. За получившим знак не только сохранялось пpaво ношения форменного обмундирования после оставления им работы на транспорте, награжденному предоставлялось право состоять пайщиком орса, что не менее важно было в то время. Вспомним: то были годы карточной системы.

Первый знак «Почетному железнодорожнику» -  их затем последовало несколько выпусков - был невелик: размером 22 х 33 мм, выполнен из серебра.

В 1936 году размеры знака решено было увеличить, сделать рисунок более выразительным, Новодел смотрелся солиднее. Особенно хорош был локомотив - в духе времени, на фронтонном листе котла паровоза четко выделялось «И.Сталин». Композиция знака действительно была удачной: красивый паровоз на фоне кауперов и домны. Подтекст здесь ясен - тяжелая индустрия и мощный железнодорожный транспорт создают прочный фундамент государства.

В годы войны, естественно, знаки выпускались в упрощенном варианте, с оплывшим рисунком, нечетким чеканом. Серебра теперь уже не стало. В таком, прямо скажем, скромненьком виде знак «Почетному железнодорожнику» просуществовал до 1957 года. В дальнейшем, в связи с прекращением выпуска в СССР паровозов и переходом транспорта на более современные виды тяги решено было кардинально изменить и облик высшей награды МПС. С середины 1957-го и до июля 1960 года практически этой самой престижной железнодорожной награды в поощрительном арсенале МПС не было. Прежний знак исключили из обихода, а разработка эскизов нового продвигалась туго.

Только в 1959 году коллегии МПС был предложен вариант нового «Почетника». Рисунок приняли за основу, возвратили на доработку, и лишь 21 июля 1960 года « ... в связи с техническим перевооружением транспорта» коллегия МПС одобрила новый вариант наградного значка. Теперь уже он имел статус не знака, а значка. Справка по этому поводу: знаки нагрудные утверждали ВЦИК и затем Президиум Верховного Совета СССР, а значки - правительство СССР по представлению ведомства. Композиция и рисунок нового значка «Почетному железнодорожнику» вот уже добрых 40 лет находятся без изменений. Лишь красная муаровая ленточка колодки изменена в 1992 году на триколор.

Малоизвестная деталь чиновничьего знакотворчества. В 1984 году дополнительно к наградному значку для организаций ввели настольный, кабинетный значок. Рисунок этого «новичка» во всем соответствовал «Почетному железнодорожнику» последнего выпуска, но слова «Почетному железнодорожнику» отсутствуют, а вместо них нанесены крупные литеры «МПС СССР».

Этот настольный символ размером 60 х 85 мм винтом крепился к футляру и так с ним и хранился на полке в кабинете той организации, которая по решению МПС удостаивалась награды. Подобное награждение не привилось, в ход  пошло около 100 экземпляров, а остатки сдали в архив. Вот ведь сколько особенностей у наградного знака № 1 НКПС-МПС. Вряд ли еще какое ведомство имеет подобную палитру разновидностей в своей высшей трудовой награде. Значком «Почетному железнодорожнику» за все годы награждены десятки тысяч лучших тружеников транспорта.

Те, кто специально интересуется системой наград на транспорте, наверняка знают,  что был еще значок «Ударнику сталинского призыва» несколько ниже «по ранжиру». Значок этот был введен приказом наркома  путей сообщения А.Андреева 28 апреля 1934 г. «в целях поощрения лучших ударников - организаторов социалистического соревнования на железнодорожном транспорте», По форме он представлял собой крупную гайку, в центре которой мчался паровоз. Композицию венчало развернутое красное знамя с текстом: «Ударнику сталинского призыва». Значок был очень популярным, более трудовым что ли. Им по праву гордились и носили в праздники и в будни как символ нелегкого транспортного труда.

В середине войны, а точнее 22 сентября 1943 года, был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР, где говорилось: «В целях поощрения особо отличившихся лиц начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта Президиум Верховного Совета СССР постановляет утвердить для начальствующего и рядового состава ж.д. транспорта нагрудные знаки: «Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный путеец», «Отличный связист», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный административный работник».

Вручались эти знаки сравнительно недолго: 16 сентября 1957 года Президиум Верховного Совета СССР награждение указанными выше знаками отменил - для всех служб ввели единый значок «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта» .

Очень важно, что и сегодня, в наше непростое время, не забыты лучшие традиции транспорта. Многие ветераны - железнодорожники и по сей день бережно хранят эти наградные знаки как дорогую память, высокую оценку труда, общественное признание заслуг перед рабочим коллективом.

Честь им и слава, лучшим  труженикам стальных дорог!

Юлиан ТОЛСТОВ

 

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (15.05.2014)
Просмотров: 618 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018