Раздумья у Белорусского вокзала
Памяти Юлиана Толстова
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.11.2018, 01:12

Главная » Статьи » Статьи Юлиана Толстова

Золотые купола столицы сберегли победы в сих местах

Можайский район с его холмами и увалами – это Смоленско-Московская возвышенность. Здесь начинается и наша любимая Москва-река с ее притоками и каналами.

Первая остановка на этом пути - Сушкинская. Остановочный пункт открыт в 1899 г. во владениях Н.И.Сушкина и на его деньги, тогда такой порядок был не в диковину. Вспомним не очень далекую Немчиновку, она ведь тоже появилась на деньги предпринимателя М.И.Немчинова. По просьбе Н.И.Сушкина платформу учредили в трех верстах от его имения, близ деревни Брехово, дабы шум от поездов да паровозная гарь ему не досаждали.

Следующая остановка - Петелино. Название ее, по всей вероятности, произошло от старинного, ныне забытого славянского имени Петеля. По одной из версий оно связано со звенигородским боярским сыном начала XVI в. - Петелей Губцевым, тогда же был известен и вотчинник Иван Петелин. 3атем это место упомянуто в материалах Генерального межевания XVIII в. и без изменения дошло до наших дней.

Платформа Петелино ведет свой отсчет с 1932 г. Место это на слуху не только у железнодорожников или местных жителей. Объяснение этому простое. В январе 1964 г. было принято решение о создании Петелинской птицефабрики по промышленному выращиванию бройлеров. Ее продукция, благодаря хорошему качеству, быстро стала популярной и в Подмосковье, и в столице.

За Петелино следует станция Часцовская. Остановочный пункт здесь открыт в 1913 г., но вначале он именовался Луговая, возможно, по особенностям окружающего ландшафта. Уже в наше время, в 1965 г. Луговую переименовали в Часцовскую по близлежащей деревне. Населенный пункт Чисцы упомянут в писцовых книгах еще в 1592 г. Ученые трактуют термины «чисть, чища» как чистое, открытое место. Деревня Чисцы как-то постепенно, а с XIX в. уже твердо во всех бумагах значится как Часцы, Часцовская.

Кубинка

Электричка, миновав Портновскую (с  1926 г.), тормозит у перрона станции Кубинка-1. Такая добавка к названию не случайна, ибо буквально рядом (по железнодорожным понятиям), справа  по ходу есть и Кубинка-2, построенная в составе Большого окружного кольца в тяжкую годину войны. А слева, на западном входе на Большую окружную с 70-х годов действует уникальная, крупнейшая в стране «фабрика маршрутов» Бекасово-сортировочное.

Кубинка-1 входит в число самых первых станций, что в сентябре 1870 г. вступили в строй на Московско-Смоленской железной дороге. Станции этой был присвоен 2-й класс, что давало право на постройку солидного каменного вокзала, но частные владельцы поскупились, обошлись скромным деревянным. Лишь около 1910 г. известный архитектор Лев Кекушев создал здание вокзала, который и сегодня является украшением магистрали.

Посмотрим, что сказано в старых списках об этом населенном пункте. Привольно раскинувшееся у истоков реки Сетунь, село упомянуто в жалованной грамоте 1571 г. как владение князя Ивана Кубенского. На плане Генерального межевания Верейского уезда 1784 г. село названо уже как Кубинское. Станцию построили в двух верстах от села, по его названию она и записана Кубинской. Поселок, выросший при станции, со временем поглотил село и весьма разросся. Война 1812 г. не миновала эти места, здесь не раз вспыхивали кавалерийские стычки с французами. В конце XIX в. Кубинка стала центром волости с обязательным волостным правлением, урядником и почтовой станцией. 3десь же активно развивались кустарный и портняжный промыслы.

В 1931 г. на окраине села был создан испытательный полигон для первых советских автомобилей, мотоциклов и бронетехники. Невдалеке от полигона вырос и летний лагерь частей Московского военного округа.

Война вновь нарушила мирную жизнь в 1941-м. В конце октября фашисты оказались на западных границах Одинцовского района. Не считаясь с потерями, немцы упорно рвались к Москве, но Кубинка выстояла, врага удалось остановить. Именно в этих местах писатель Алексей Толстой передал Красной армии танк Т-34 «Грозный», построенныи на полученную им Сталинскую премию. После Отечественной войны широкую известность получили расположенные здесь музеи бронетанковой техники и истории ВВС Московского военного округа. В декабре 1968 г. Кубинка получила статус поселка городского типа.

ЛИНИЯ ОГНЯ

По-прежнему большую роль в округе играет развивающийся железнодорожный узел. Сразу за Кубинкой своеобразное ее продолжение - Чапаевка, с дачными участками, гарнизонным поселком Кубинка, известным военным аэродромом, где оттачивают летное мастерство лучшие летчики-пилотажники нашей страны.

До революции эта деревня носила иное имя - Часовня. С середины XVIII в. она относилась к богатому Департаменту Государственных имуществ. После Октября Часовню, естественно, переименовали в Чапаевскую. Остановочный пункт там числится с 1964 г.

За Чапаевкой - бывшая фронтовая станция Полушкино. Именно в этих местах проходила линия особо ожесточенного, героического сопротивления врагу. В середине XIX в. это было владение князей Черкасских. Вспомним, что из этой семьи вышел деятельный Московский городской голова в 1869-1870 гг. князь В.А.ЧеркасскиЙ. Любопытны строки современников о нем. «Работник он был неутомимый, сам вникал во все подробности и направлял всякое дело. И эту одушевляющую его энергию он умел вдохнуть и в других». Не правда ли, отличная деловая характеристика мэру Москвы тех лет, и читать приятно о таких предках на городском посту.

Но вернемся к событиям Московской битвы. Положение с каждым днем становилось все более угрожающим. 12 октября 1941 г. И.Сталиным и начальником Генштаба Б.Шапошниковым была подписана директива о создании Западного фронта, командование которым принял Г.К.Жуков. В тот же день он прибыл в район Перхушково и в деревне Власиха, недалеко от Одинцово, развернул штаб фронта. Весь ноябрь шли кровопролитные бои. Последним успехом немцев был прорыв в направлении Кубинки и Голицына, но в результате ответных атак прорыв был ликвидирован. Именно с  этого рубежа  5 декабря 1941 г. началось контрнаступление частей Красной армии, к 25 декабря был освобожден почти весь Одинцовский край. Во всех этих боях самое непосредственное и активное участие принимали московские железнодорожники, подвозя боеприпасы, резервы, эвакуируя раненых в московские госпитали.

Тучково

После платформы Санаторная нас встречает станция Тучкова, 1874 года рождения. Говоря о железнодорожной «судьбе» станции, следует обязательно отметить, что в 1874 г. это был лишь небольшой полустанок Мухино, где начальника не было по положению, а лишь смотритель. И только через 30 лет, в 1904 г. полустанок преобразуется в станцию Тучково. Новое название связано с памятью о войне 1812 г. В боях с французами участвовали четверо братьев-генералов русской армии Тучковых. В честь младшего из братьев Александра Алексеевича, погибшего при Бородино, станцию наименовали Тучково.

В 1934 г. поселок, выросший при станции, и соседняя деревня Устинкина (Ергова) были объединены в рабочий поселок Тучково. К западу от станции, на правом берегу Москвы-реки расположена деревня Картино, известная дачей бытописателя Москвы, журналиста В.А.Гиляровского. В 1925 г. Моссовет выделил ему участок земли близ Картино, где он и построил дачу, Гиляровский очень любил это место и проживал здесь до 1935 г. В 1941-м фашисты сожгли ее. Восстановили дачу в 1964 г. - она стала музеем В.А.Гиляровского.

Дорохово

Станция Дорохово в 1870 г., то есть в дни открытия Московско-Смоленской дороги, именовалась Шелковкой. В 1914 г. ей было присвоено имя героя войны с Наполеоном генерала Ивана Семеновича Дорохова. Партизанский отряд, которым командовал И.С.Дорохов, наносил ощутимые удары по врагу, а 29 октября 1812 г. освободил город Верею. За эту операцию Дорохов был награжден именной золотой саблей. Умер он от полученных ран и по завещанию похоронен в Верее.

Непосредственным поводом для увековечивания памяти героя послужило, очевидно, 100-летие его кончины, а выбор Шелковки был обусловлен ее тесной связью с Вереей. Эта станция долгие годы обслуживает город и соединена с ним шоссейной дорогой, а в прошлом она еще и относилась к Верейскому уезду. Выросшее при станции селение с 1938 г. стало рабочим поселком. Поблизости располагается популярный санаторий «Дорохово», специализирующийся на лечении желудочно-кишечных заболеваний со своим минеральным источником. Невдалеке от Дорохово, на 86-м км Минского шоссе установлен бронзовый памятник партизанке, Герою Советского Союза 3ое Космодемьянской, поодаль раскинулось и само село Петрищево, где ее схватили и казнили.

Далее по пути к Можайску мы встретим еще одну станцию, которая разменяла 130 лет, - это Шаликово, в строю она с 1874 г.

Твердого мнения о происхождении такого наименования станции не имеется - возможно, по фамилии владельца земли. Кстати, производное от прозвища «шалай, шалавый», то есть дурной, блаженный, ошалелый - в народе бытует давно. Давно встречается и фамилия Шаликов, словом, поиски не закрыты. На 96-м км Минского шоссе, у поселка Шаликово высится монумент боевой славы летчикам, сражавшимся здесь в 1941 году. Его венчает как бы отрывающийся от земли боевой ЯК 3. На этих самолетах летчики 6-го авиакорпуса противовоздушной обороны охраняли подступы к Москве.

А до древнего Можайска совсем уже недалеко. Осталось проследовать последние перед ним остановки Кукаринская и 108-й км и вот вдалеке, на кремлевском холме возвышается шпиль Никольского собора. Это древнее ядро Можайска.      

Юлиан Толстов,

историк-архивист

 

 

 

Категория: Статьи Юлиана Толстова | Добавил: Tolstov (31.05.2015)
Просмотров: 410 | Теги: дорохово, Тучково, кубинка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018